Роль семейного досуга в воспитании и формировании правильного поведения детей
Воспитание в семье – это воздействие через личный пример и создание соответствующей обстановки, изменение или направление процесса формирования мышления, фантазии и деятельности детей.
Досуг в семье – это время, которое вся семья проводит вместе за приятным занятием, например, совместной прогулкой, настольными играми и пр.
Досуг в семье невозможно отделить от многих проблем, сопровождающих процесс развития современных семей. Если досуг не помогает нормально воспитывать детей, продолжать традиции, то семья не способна полноценно функционировать в обществе и встает на путь моральной и духовной деградации.
Здесь нужно отметить, что при занятиях с детьми нужно ориентироваться на детские, а не общесемейные типы досуга. К сожалению, преимущественно в таких занятиях принимают участие матери, а общесемейный досуг недостаточно развит.
Основной принцип организации семейного досуга – ориентироваться на всех членов семьи, учитывая возрастные и психофизиологические особенности, а также их интересы и ценности.
Современной семье необходимо многообразие вариантов поведения. Ее отличает усложнение структуры досуговой деятельности и социально-психологических отношений, а также тяга к нестандартным досуговым занятиям.
Внутрисемейный досуг выполняет реабилитирующую функцию, активно воздействуя на создание благоприятного психологического внутрисемейного климата. Организация совместной общественно-полезной и досуговой деятельности родителей с детьми положительно влияет на укрепление и сплочение семьи.
Семейный досуг характеризуется отсутствием жестких стандартов, норм и регламентаций, свободой выбора вида и способа досуговой деятельности.
Можно сказать, что семейная досуговая деятельность – это социокультурный и педагогический феномен, который связан с обучением и воспитанием личности, обладающей выраженными физиологическими, психологическими и социальными аспектами.
Опыт самореализации в семейной досуговой деятельности, а также отношение к процессу организации досуга и отношение родителей к ребенку, определяют уровень организации досуговой деятельности в семье:
- опыт самореализации в досуговой деятельности определен родительскими возможностями по организации содержательного развивающего досуга и зависит от знаний, практических умений и навыков различных типов досуговых занятий;
- отношение к организации досуга – пассивное, активное, творческое, зависит от личностной позиции каждого из членов семьи. Именно творческой активностью обеспечивается личностно-деятельностная включенность в данный процесс;
- родительское отношение к ребенку включает адекватность восприятия своего ребенка и признание его субъектом воспитания;
- ценностно-ориентационное единство семьи понимают в качестве наличия устойчивых семейных традиций, целостности миропонимания, образа и стиля жизни, наличия значимой совместной деятельности.
Семейный досуг должен выстраиваться на основании основных сфер отношений в семье, учитывая все функции семьи. Семьи, проводящие свой досуг активно и вместе, сплоченнее, менее конфликтны, дети реже становятся асоциальными элементами.
Оценивая полноценность семейного досуга, учитывают количество времени, которое отводится для него каждый из членов семьи, а также то, каким образом это время. Отслеживается тот факт, что восстановительная функция семьи напрямую связана с налаженностью домашнего хозяйства, бытом и сбалансированностью семейного бюджета.
Множество проблем быта и досуга семьи связано с размером ее потребительского бюджета и зависит от уровня жизни, а также обусловлено резким ростом числа малообеспеченных семей. К социально-бытовым проблемам семьи, непосредственно влияющим на ее активность в социально-культурной деятельности, относят жилищные проблемы и условия проживания. Также влияние на досуг оказывают разумное распределение домашнего труда между членами семьи, внутрисемейные отношения между представителями нескольких поколений и межсемейные отношения.
На качество семейного досуга и семейного воспитания влияют культурные нормы, которые соблюдаются членами семьи, а также умение пользоваться различными видами и жанрами искусства для развития ребенка.
Формы семейного досуга
Формы семейного досуга обусловлены характером взаимодействия семьи с обществом, что отображается экономическими, правовыми, нравственными, педагогическими и эстетическими отношениями.
Интересы и потребности личности могут быть удовлетворены дома или в учреждениях культурно-досугового типа. На основании данного критерия семейный досуг подразделяется на домашний досуг и досуг семьи вне дома.
Домашний семейный досуг – это:
- любительские занятия – фото и видеосъемка, рисование, уход за домашними животными и пр.;
- совместное обращение к аудиовизуальной информации – чтение статей в СМИ, просмотр телевизора и пр.;
- домашние спектакли;
- семейное чтение;
- различные игры;
- организация домашних праздников.
Семейный досуг вне дома:
- рекреативный семейный отдых вне дома – отдых на даче, турпоходы;
- оздоровительный и спортивный семейный отдых – участие в эстафетах, массовых забегах, пляжных турнирах, посещение бассейна и фитнес-клубов;
- совместное посещение театров, музеев, кино, концертов и прочих культурно-зрелищных мероприятий;
- походы в гости;
- организация любительских семейных общностей и коллективов художественной самодеятельности;
- участие в массовых праздниках и массовых мероприятиях.