Место экскурсионной деятельности в формировании основ исследовательской деятельности учащихся начальной школы
Экскурсионная деятельность – это вид деятельности, направленный на ознакомление с разнообразными туристическими объектами, организацию коллективного, группового осмотра исторических мест, памятников истории и культуры, музеев, архитектурных строений.
Экскурсионная деятельность является продуктивным методом воспитания и обучения учащихся на разных уровнях образования. Она находит активное применение на этапе начального школьного обучения и позволяет достичь продуктивных результатов личностного развития учащихся и усвоения ими основной образовательной программы.
Экскурсии позволяют расширить кругозор ребенка, обогатить его знания об устройстве природного и социального мира, постичь искусство и культуру, историю и религию.
По сути, экскурсия выступает одной из форм организации учебно-воспитательной деятельности, используемой для наглядного представления учебной информации, организации наблюдений за объектами, явлениями и процессами в реальных условиях. В ее ходе, все участники данного вида деятельности осваивают новые объекты, новые процессы, новые явления, постигают новую реальность в течение определенного, лимитированного временного промежутка. При этом, учащиеся перемещаются в пространстве и слушают рассказы экскурсоводов. Это обуславливает большой развивающий эффект экскурсионной деятельности: одновременная работа внимания, восприятия, ощущения, двигательной сферы, активизирующей работу мыслительных процессов.
Место экскурсионной деятельности в формировании исследовательских умений учащихся сводится к следующему:
- Активизация учебной и внеучебной работы учащихся.
- Диагностирование научного потенциала учащихся и формирование у нихтяги к экспериментам и исследованиям.
- Расширение кругозора учащихся с первоначальных этапов школьного обучения.
- Формирование основ взаимодействия с природным и социальным миром.
- Развитие интереса к истории родного края, архитектурным памятникам и культурному наследию.
- Воспитание интереса к детальному изучению различных объектов, процессов и явлений окружающего мира.
- Определение творческого потенциала учащихся и уровня развития их исследовательских потребностей.
- Включение в экскурсионную деятельность общеобразовательного компонента т.е. ориентации на общее развитие учащихся, на формирование у них научной картины миры.
- Формирование основ наблюдательности за природными, архитектурными, историческими объектами, что активизирует интерес к их познанию.
- Объединение приемов научного исследования и образовательной деятельности в ходе проведения экскурсии.
- Развитие ассоциативного и креативного мышления в ходе организации наблюдения за природными объектами и объектами искусства.
Таким образом, экскурсии формируют тягу к познанию и исследованию окружающего мира, а потому, актуально их использование на этапах начального школьного обучения для развития у учащихся познавательной заинтересованности и исследовательских навыков познания окружающего мира.
Основы эффективной организации экскурсионной деятельности в начальной школе
Чтобы экскурсионная деятельность приобрела действенный характер и стала фундаментом развития исследовательских навыков учащихся начальной школы, требуется грамотно подойти к вопросу ее организации. Реализация экскурсионной деятельности осуществляется на основании соблюдения следующих ведущих условий:
- Организация экскурсий предполагает постановку и решения комплекса воспитательных, образовательных и развивающих задач.
- Включение экскурсионной деятельности в познание различных дисциплин.
- Регулярное проведение экскурсий.
- Заложение экскурсионной деятельности в основы организации уроков окружающего мира. В изучении этого предмета экскурсии являются огромной необходимостью и требуют обязательного систематического проведения.
- Связь экскурсии, ее тем и направлений исследования с образовательной программой т.е. необходимо конкретизировать и закрепить знания, усвоенные на уроках во время экскурсии.
- Четкая постановка целей и задач экскурсионной деятельности младших школьников.
- Итоги реализации экскурсионной деятельности, наблюдений требуют своего применения в образовательном процессе, разбора на уроках.
- Организация вариативных экскурсий. Наблюдения могут касаться объектов животного и растительного мира, рассмотрения климатических условий, явлений суток, исторических памятников, объектов архитектуры, предметов искусства.
Экскурсионная деятельность младших школьников может быть организована в виде прогулки по конкретной местности, территории, затрагивая рассмотрение достопримечательностей или природных объектов, а может быть организована в виде посещения сельскохозяйственных мест, архитектурных памятников, музеев, промышленных предприятий. Также, может быть организовано мини-исследование, ориентированное на укрепление знаний по изученной теме определенной дисциплины. К примеру, учащиеся могут наблюдать за посевом или сбором урожая, за суточными изменениями в природе, за поведением белок в лесу, за перелетом птиц на юг в преддверье похолодания и т.д.
Очень важно правильно подобрать средства, которые необходимы для реализации экскурсионной деятельности. Они выбираются на этапе подготовки к проведению экскурсии. Требуется соответствия средств теме исследования и возрастным особенностям восприятия учащимися, а также средства отвечают креативному подходу педагогу к реализации образовательной деятельности.
При подготовке экскурсии педагог определяет ее тему, направление исследования, целевое назначение его реализации, выбирает место проведения экскурсии, строит маршрут и предварительно его проходит, чтобы при необходимости скорректировать. При этом, необходимо включить в экскурсию компонент увлекательности, чтобы мотивировать учащихся к наблюдению и исследованию.
Конечно реализация экскурсионной деятельности на этапе начального школьного обучения является достаточно трудоемким процессом, требующим от педагога профессионализма и творческого подхода к делу, но она позволяет реализовать принцип наглядности в обучении и познакомить детей с устройством окружающего мира, обучив методам и средствам их познания.