Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование элементарной трудовой деятельности у детей с нарушением интеллектуального развития

Значение формирования элементарной трудовой деятельности у детей с нарушением интеллекта

Определение 1

Элементарна трудовая деятельность – это совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, направленная на развитие у последнего необходимых общетрудовых способностей и умений, психологической готовности к самостоятельному труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, а также к сознательному выбору будущей профессии.

Определение 2

Нарушение интеллектуального развития у детей – это различные по происхождению и проявлению отклонения в их умственном развитии.

Большое значение в воспитании каждого ребенка имеет формирование у него элементарной трудовой деятельности. Так как именно в ней развиваются трудолюбие, потребность в труде, ответственность и иные важные качества личности.

В процессе формирования элементарной трудовой деятельности дети овладевают не только необходимыми трудовыми навыками, но культурой труда. Труд оказывает значительное влияние и на умственное развитие ребенка. Обусловлено это тем, что трудовая деятельность требует от детей процесса ознакомления с предстоящей деятельностью, выработкой плана работы, подбора необходимых инструментов, методов и средств труда. В процессе труда у детей значительно расширяются и конкретизируются общие представления о жизни, труде взрослых и его значимости для всего общества.

Формирование элементарной трудовой деятельности у детей с нарушениями интеллектуального развития имеет ряд специфических особенностей, связанных с возможностями особенных детей.

Замечание 1

Основная цель трудового воспитания детей с интеллектуальными нарушениями – воспитание трудолюбия, потребности в трудовой деятельности, а также создание психологической и практической готовности к труду.

«Формирование элементарной трудовой деятельности у детей с нарушением интеллектуального развития» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

На основании поставленной цели, перед педагогами и специалистами стоит задача по формированию у детей с интеллектуальными нарушениями мотивации трудовой деятельности, а также развитию интереса к различным видам и формам труда.

Как показывает практика, довольно часто дети с интеллектуальными нарушениями, поступающие в специализированные учреждения не владеют необходимыми элементарными навыками самообслуживания, что делает их совершенно беспомощными в разнообразных бытовых ситуациях.

Несформированность элементарной трудовой деятельности у детей с нарушением интеллекта связана не только с имеющейся у них физической ослабленностью и двигательной неловкостью, но и с гиперопекой со стороны родителей. Довольно часто родители, жалея детей, стремятся выполнить за них всю работу, ограждают от выполнения простой работы, в том числе и по самообслуживанию.

Попадая в образовательное учреждение, дети с нарушениями интеллекта, вынуждены осваивать элементарную трудовую деятельность. В том случае, если педагогами и специалистами правильно организован воспитательно-образовательный процесс, если они смогли найти подход к каждому ребенку, успешно проходит не только формирование элементарной трудовой деятельности, но и развитие речи в процессе труда.

Методы и средства формирования элементарной трудовой деятельности у детей с нарушением интеллекта

Замечание 2

Формирование элементарной трудовой деятельности у детей с интеллектуальными нарушениями осуществляется как в рамках специально отведенных занятий, так и в рамках режимных моментов в сочетании с другими видами деятельности.

В первую очередь трудовая деятельность связана с игровой и предметной видами деятельности. Это связано с тем, что труд зачастую возникает у детей в процесс игры. Однако в отличие от игры, труд имеет определенный конечный результат, направленный на удовлетворение потребностей ребенка.

Во время игры дети подражают трудовым действиям взрослых, тем самым они осваивают некоторые трудовые навыки, учатся уважать собственный труд и труд других людей, осознают значимость труда для окружающих и для общества в целом, а также знакомятся с профессиями и их спецификой.

В рамках режимных моментов, формирование трудовой деятельности у детей с нарушением интеллекта происходит во время прогулки, при подготовке к занятиям, приему пищи и сну, а также в разнообразных видах детской деятельности.

Наибольшее значение в формировании элементарной трудовой деятельности у детей с интеллектуальными нарушениями имеет овладение ими навыков самообслуживания. Особенность данного вида труда состоит в том, что он направлен на самого себя, на удовлетворение собственных потребностей, а его результатом является умение самостоятельно обслужить самого себя.

Самообслуживание состоит в том, что дети:

  • овладевают навыками личной гигиены,
  • учатся самостоятельно кушать, раздеваться и одеваться,
  • учатся пользоваться туалетными принадлежностями.

Необходимо отметить, что овладение навыками самообслуживания у детей с нарушением интеллекта происходит сложнее, чем у детей с нормой развития. Этот процесс значительно «растянут» во времени и занимает весь период дошкольного детства.

Следующим видом деятельности, используемым для формирования элементарной трудовой деятельности у детей с нарушениями интеллекта, является хозяйственно-бытовой труд. Хозяйственно-бытовой труд заключается в поддержании порядка в групповой комнате, участию в организации различных бытовых процессов. В целом значимость хозяйственно-бытового труда заключается в том, что он направлен на удовлетворение потребностей коллектива. Осознание этого, заставляет ребенка стараться выполнить работу качественно и в срок.

Формирование элементарных трудовых умений и навыков, с использованием различного вида детской деятельности, благотворно влияет на уровень развития детей с нарушениями интеллекта, позволяет эффективно решать задачи социальной адаптации, игровых и социальных проблем. Кроме того, осуществляется формирование трудолюбия, потребности в труде, создается психологическая и практическая готовность ребенка к труду.

Дата последнего обновления статьи: 09.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot