Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование доброжелательных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх

Роль дидактической игры в развитии межличностных отношений старших дошкольников

Замечание 1

Дидактическая игра – это метод обучения детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Дидактическая игра. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Такие игры характеризуются наличием правил, которые требуют освоения для реализации игрового действия. Игра способствует более эффективной организации учебного процесса, делая его более увлекательным для дошкольников.

Кроме того, что дидактическая игра оказывает воздействие на общее развитие дошкольников, она помогает формированию коммуникативных навыков детей, поскольку, в ходе подготовке к игре и игрового действия происходит реализация общения между педагогом и детьми.

Значение дидактической игры в развитии межличностных отношений между дошкольниками сводится к следующему:

  1. Формирование положительного восприятия общения со сверстниками. Игра делает процесс взаимодействия детей увлекательным, поэтому у них формируется мотивация к игровой деятельности и общению.
  2. Формирование взаимодействия с родителями. Дошкольники приносят дидактические игры в семью и стремятся к игре вместе с родителями. Педагог формирует систему взаимоотношений с родителями на основе дидактической игры.
  3. В дидактических играх осуществляется тренировка навыков решения разнообразных конфликтов, возникающих в детском коллективе и противоречий между детьми и родителями.
  4. Развитие навыков сопереживания, выражения одобрения и недовольства сверстников поведением и действиями других.
  5. Развитие навыков сопереживания в ходе игрового действия.
  6. Формирование навыков взаимопомощи и поддержки товарищей по игре.
  7. Создание в дошкольной образовательной организации игрового пространства, способствующего организации совместной игровой деятельности.
  8. Построение конструктивного общения в коллективе дошкольников.
  9. Развитие навыков уступать, принимать чужое мнение, делиться.
  10. Формирование основ установления социальных контактов с разными категориями граждан.
«Формирование доброжелательных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Все эти положения свидетельствуют о том, что дидактическая игра оказывает положительное воздействие на развитие межличностных отношений между дошкольниками. Эти навыки, особенно актуально развивать в старшем дошкольном возрасте, поскольку ребенку скоро предстоит переход на новый этап своего развития – обучение в школе. Там, ему потребуются умения устанавливать положительное социальное взаимодействие с другими учащимися и взрослыми, решать различные коммуникативные задачи, преодолевать конфликтные ситуации.

Организация дидактических игр, ориентированных на развитие межличностной коммуникации

Дидактическая игра, направленная на формирование у старших дошкольников навыков конструктивного социального взаимодействия, имеет поэтапную организацию. Выделяют следующие этапы организации дидактической игры:

  1. Постановка целевого назначения игры. Целью игр является формирование навыков установления положительных взаимоотношений в старшем дошкольном возрасте.

  2. Определение задач дидактической игры. Поставленная цель игры определяет ряд ее задач, которые должны быть решены в ходе дидактической игры старших дошкольников. В частности, к ним относятся:

    • развитие положительного отношения детей к собственной личности и личностям окружающих;
    • формирование уважения к окружающему миру и окружающим людям;
    • развитие навыков эмоционального контактирования - умения распознавать эмоции других людей и их переживания, а также навыков выражения собственных чувств и эмоций;
    • формирование навыков договариваться, идти на компромисс;
    • развитие умения доброжелательно относиться к индивидуальности другой личности;
    • формирование навыков разрешения конфликтных ситуаций;
    • развитие умений решать конфликты, а лучше предотвращать их развитие.
  3. Подбор дидактических игр. Таких игр имеется большое многообразие. Они отличаются содержанием, игровыми действиями, правилами, ориентацией на развитие конкретных навыков дошкольника. Важно, подобрать оптимальную игру, отвечающую возрастным возможностям дошкольника: понятность правил игры, доступность реализации игрового действия. Кроме того, игры должны выбираться из того раздела, который отвечает целевому назначению игры. Например, выбор игры из раздела «Игры, способствующие развитию доброжелательного общения со сверстниками» или «Игры для установления положительных эмоциональных связей между детьми, между ребенком и взрослым» и др. Также, при выборе игры, важно, учитывать ее составные компоненты:

    • правила игры,
    • дидактические задачи,
    • игровые действия,
    • ожидаемые итоги,
    • обучающее значение.
  4. Ознакомление дошкольников с правилами игры, демонстрация игровых атрибутов. Правила игры должны быть детально расписаны детям, возможно, неоднократное их повторение.

  5. Распределение игровых ролей. Роли игры должны распределяться так, чтобы их выполнение находилось в зоне потенциальных возможностей старшего дошкольника.

  6. Проведение игрового действия. Педагог должен дать детям максимальную свободу в выполнении игровых действий. Однако, необходимо помогать детям, направлять их игру.

  7. Подведение итогов игры. Дошкольники должны сделать выводы о том, что они усвоили в ходе игры: необходимости доброжелательного общения, навыки разрешения конфликтов и т.д.

Разновидности дидактических игр, ориентированных на развитие доброжелательных отношений дошкольников

Все дидактические игры, направленные на формирование навыков социального взаимодействия дошкольников, установления положительных контактов, делятся на три группы:

  1. Игры по развитию навыков определения эмоционального состояния другого человека. Такие игры способствуют развитию видения у старших дошкольников хороших качеств, выработку положительных эмоций в ходе взаимодействия с другим человеком, развитие навыков чувствования настроения другого человека.

    Игры по развитию навыков определения эмоционального состояния другого человека. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

    Рисунок 2. Игры по развитию навыков определения эмоционального состояния другого человека. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

  2. Игры по развитию навыков установления конструктивного диалога. Такие игры учат устанавливать контакты между детьми и между детьми и взрослыми, формируют навыки проявления внимания к собеседнику, заинтересованности его проблемой, навыки установления доверительных взаимоотношений, проявления дружелюбия и заботы по отношению к другому.

  3. Игры по развитию навыков положительного взаимодействия, позитивного общения. они способствуют развитию коммуникативных качеств дошкольника, построению правильного диалога, проявлению такта в общении, выработке позитивного восприятия собеседника и его мнения, навыков идти на компромисс, хвалить заслуги другого человека, делать комплименты, сотрудничать с коллективом дошкольников.

Дата последнего обновления статьи: 20.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot