Возрастные психологические особенности развития младших школьников
Психологические особенности - это черты человеческой личности, характерные только для нее, например, тип темперамента, характер, уровень интеллекта и пр.
Начальная школа представляет собой наиболее ответственный период в жизни ребенка. Именно в этом возрасте ребенок подвергается целенаправленному обучению и воспитанию, основной вид деятельности ребенка в этом возрасте – учебная, играющая решающую роль в процессе формирования и развития всех психических свойств.
Ребенок развивается в деятельности. Только собственными силами можно усвоить опыт и знания, которые накопило человечество, развить свои интеллектуальные и прочие способности. Основная деятельность, обеспечивающая формирование психических свойств и качеств ребенка школьного возраста, – учебная и познавательная. При этом наиболее интенсивно осуществляется развитие личности в том случае, когда она еще только формируется, то есть в младшем школьном возрасте.
Психические процессы, посредством которых человек изучает окружающий мир, себя и других людей – это познавательные процессы или способности. Такими способностями считают восприятие, ощущение, внимание, память, воображение и мышление. Познание невозможно представить без речи и внимания.
Границы младшего школьного возраста совпадают с периодом обучения в начальной школе – от 6-7 лет до 9-10 лет. Начало школьного обучения открывает перспективы дальнейшего развития личности ребенка. В этот период ребенок физически и психически развивается, в первую очередь отмечается совершенствование работы его головного мозга и нервной системы. Учебная деятельность в младшем школьном возрасте – ведущая. Ею определяются наиболее значимые изменения, которые происходят в развитии психики детей этого возраста.
Решающее значение в развитии личности младшего школьника отведено тому факту, что вместе с поступлением в 1 класс, он вступает в коллектив ровесников. Общей учебной деятельностью у детей создается и общая учебная целеустремленность.
Важнейшее условие развития произвольного поведения младшего школьника – участие взрослых, которые будут направлять усилия детей, и обеспечивать средствами овладения. С первых дней пребывания в школе ребенок включен в межличностное взаимодействие с одноклассниками и учителями. Весь младший школьный возраст – э то процесс взаимодействия, имеющий определенную динамику и закономерности развития.
Формирование ответственности у учеников начальной школы в учебно-воспитательной деятельности
Формирование детской личности – сложный и многообразный процесс. Формирование ответственности является одной из сторон этого процесса. Начало работы по формированию ответственности следует начинать в дошкольном детстве, но в связи с недостаточной теоретической разработанностью данного вопроса практики сталкиваются некоторыми затруднениями:
- в педагогике дошкольного возраста сложилось и упрочилось понятие об ответственности младшего школьника как обязанности делать что-либо, что вызвало неправильное понимание процесса формирования детской личности в дошкольном возрасте;
- формирование ответственности в образовательных учреждениях не имеет целенаправленности;
- педагогической работой не охватывается весь объем содержания вопроса, ограничивается только воспитанием отдельного перечня навыков, которые имеют полноценного развития;
- планирование работы – стихийное, в нем не отражен весь педагогический процесс начальной школы;
- методика бессистемна, отсутствует разнообразие методов;
- часто учителя ограничиваются просто указаниями, советами и напоминаниями, не заботясь о накоплении опыта детей.
Очевидно, что названные выше недостатки в становлении ответственности младших школьников свидетельствуют о необходимости уделять повышенное внимание данной стороне воспитания в условиях общеобразовательной школы.
Одна из наиболее разработанных концепций развития ответственности - концепция ее становления и развития у детей-младших школьников. В рамках деятельностного подхода начальные формы ответственности рассматривали в своих работах Божович Л.И., Борисов З.Н., Горбачев В.А., Климов К.А., Славин Л.С. и др. Исследования названных ученых были психолого-педагогическими и затрагивали дошкольный и младший школьный возраст. Необходимо отметить, что в отечественной психологии до настоящего времени открыта проблема сензитивных периодов становления ответственности. По данным, полученным авторами, этот период колеблется в границах от 5-6 лет и до студенческих годов.
Исследователи считали, что научить быть ответственным – это значит:
- научить детей осознанию соотношения прав и обязанностей, то есть свободы и несвободы одновременно;
- научить пониманию того, что человек не только свободный, но и ответственный;
- научить делегированию ответственности и ее принятию с осознанием того, что никто, кроме него этого сделать не может, что этот моральный выбор – единственно правильный, если не осуществить который его будет мучать совесть.
Причины, которые вызывают ответственные действия – это материальные и идеальные потребности, а также внешние раздражители.
Не каждое произвольное действие – ответственное. Ответственные действия характеризуются комплексом неразрывно связанных составляющих, без которых конкретное произвольное действие не может быть включено в группу ответственных действий. Прядеин В.П. и его команда относят к данному комплексу составляющих:
- интенции;
- свободу выбора и социальную значимость выполняемого;
- осознание возможности наступления наказания, если самостоятельно принятое решение не было выполнено;
- завершенность действия.
Весь ход ответственного действия представлен сложным многоуровневым процессом, имеющим многозначные связи между уровнями.
Иными словами, ответственность рассматривается в качестве интегрального свойства личности, которое проявляется осознанным, инициативным, свободным и самостоятельным поведением, которое представляет основание личности, механизм организации жизнедеятельности человека, что во многом определяет успешность его жизни.