Особенности фонетико-фонематического развития детей с патологией речи
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.
В норме фонетико-фонематическое развитие речи осуществляется в период с года до семи лет. По описанию данная сторона речи представляет собой совокупность фонем языка, где каждая языковая единица имеет отличительные смысловые характеристики.
Основными функциями фонетико-фонематического слуха являются:
- Фонематический анализ – это осуществление умственных операций, которые направлены на мысленное разложение слова на составляющие его звуки, их подсчет и месторасположение в слове.
- Фонематический синтез – это осуществление умственных операций, направленных на умение соединять отдельные звуки в общее слово.
- Фонематические представления – это умение самостоятельно мысленно осуществлять фонематический анализ, на основании мысленных представлений звуковой структуры слова.
У детей с различными патологиями речи, фонетико-фонематическое развитие зачастую нарушено.
Дети с фонетико-фонематическим нарушением речи (ФФНР) – это дети, имеющие такие речевые нарушения как ринолалия, дизартрия, дислалия артикулярно-фонематической и акустико-фонематической формы.
В случае, если с ребенком с ФФНР не организована своевременная и систематическая коррекционная работа, то дальнейшей становление высшей ступени речи становится практически невозможным.
В настоящее время выделяют следующие уровни фонетико-фонематического развития у детей с ФФНР:
- Первичный уровень ФФНР – характеризуется тем, что фонематическое восприятие нарушено первично. Основным признаком является то, что звуковой анализ недостаточно сформирован.
- Вторичный уровень ФФНР – характеризуется вторичным нарушением фонематического восприятия, вследствие имеющихся анатомических или двигательных дефектов органов речи. У детей данного уровня отмечается нарушение нормы слухопроизносительного взаимодействия, которое является одним из основных механизмов развития произношения.
Фонетико-фонематическое развитие у детей с речевыми патологиями характеризуется несколькими состояниями:
- Сложности в произношении ряда звуков.
- При наличии нормально сформированной артикуляции у ребенка наблюдается патология в форме не различения звуков по фонетике и невозможность отнесения звука к определенной фонематической группе.
- Невозможность правильно определить количество звуков в слове и невозможность определения их последовательности.
Нормальное развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе
Фонетико-фонематическое развитие у детей с нормой речевого развития характеризуется рядом особенностей, связанных с возрастными особенностями определенного периода дошкольного детства. В онтогенезе становление и развитие фонетико-фонематической стороны речи осуществляется последовательно и постепенно.
Особенности фонетико-фонематического развития у детей с нормой речевого развития в онтогенезе:
- Возраст 2-3 месяца – отмечается развитие слуха ребенка, появляется отклик на голос и звук. Ребенок способен различать голоса, звукосочетания и некоторые слоги. Этот период характеризуется тем, что у ребенка возникает гуление.
- Возраст 3-4 месяца – гуление сменяется лепетом. Особенностью этого возрастного периода является то, что у ребенка происходит первичное развитие фонематического слуха. Так, если ребенок слышит звук, то он прислушивается к нему и пытается найти источник. Если взрослый обращается к ребенку, то он поворачивает на его голос голову, выказывает определенные эмоции.
- Возраст 6 месяцев – характеризуется появлением четких звуков. Однако данные звуки еще не достаточно сформированы, их произношение не устойчиво. Произношение звуков происходит в виде коротких звукосочетаний. Ребенок уже хорошо понимает смысл интонации, с которой к нему обращается взрослый и реагирует на тон голоса.
- Возраст 1 год – характеризуется достаточно хорошим произношением простых по артикуляции звуков. В этом возрасте осуществляется постепенное становление и правильное произношение практически всех звуков. Какие-то звуки даются детям легко, какие-то произносятся с затруднением. В целом качество произношения во многом зависит от подвижности и состояния артикуляционного аппарата ребенка, который только сейчас начинает функционировать с должной активностью.
- Возраст 2-х лет – дети способны активно и достаточно «чисто» произносить мягкие согласные и гласные. Основной особенностью этого возрастного периода можно назвать то, что у ребенка возрастает умение подражать речи взрослых, а также значительно повышается уровень понимания речи окружающих людей. Словарь ребенка постепенно обогащается, он учится самостоятельно использовать в своей речи простые по фонематической структуре слова.
- Возраст 3-х лет – у ребенка отмечается значительное повышение подвижности артикуляционного аппарата, но при этом его произношение еще достаточно далеко от нормы. Взаимодействуя с окружающими, ребенок стремится приблизить свое произношение к идеальному, в связи с чем, сложные по артикуляции звуки он заменяет на простые.
- Возраст 4-х лет – происходит последующее укрепление и развитие артикуляционного аппарата, его движения приобретают все большую подвижность и координированность. В активной речи появляются сложные по произношению фонематические звуки (шипящие, твердые согласные, сочетание нескольких гласных). Ребенок способен выявить фонематические ошибки в произношении не только у себя, но и других.
- Возраст 5-ти лет – подвижность артикуляционного аппарата достаточно высокая, большинство детей в этом возрасте правильно и четко произносят сонорные и шипящие звуки. Фонематические процессы в этот возрастной период совершенствуются: дети способны выявить и определить звук в потоке звуков; подобрать слово на заданный звук; способны различить понижение и повышение громкости речи, ускорение или замедление ее темпа.
- Возраст 6-ти лет – ребенок способен уже достаточно правильно произносит все звуки родного языка, а также слова разнообразные по слоговой структуре. Одной из особенностей является хорошая развитость фонематического слуха, который позволяет выполнять следующего рода задания: выделять слоги в словах, различать близкие по звучанию фонемы.
- Возраст 7-ми лет – речь ребенка максимально приближена к речи взрослого, он имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, владеет некоторыми навыками звукового анализа, что является предпосылкой к овладению грамотой.