Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Физкультурно-оздоровительная деятельность ребенка с ДЦП

Определение 1

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это органическое поражение мозга, которое возникает в период внутриутробного развития, в процессе родов или новорожденности, и сопровождается речевыми, психическими и двигательными нарушениями.

Значимость физкультурно-оздоровительной деятельности для ребенка с ДЦП

Дети с ДЦП характеризуются своеобразием психического развития, которое обусловлено сочетанием раннего органического поражения головного мозга и разнообразными речевыми, сенсорными и двигательными дефектами.

Замечание 1

Как показывает многолетний опыт отечественных и зарубежных ученых, чем раньше с детьми с ДЦП начата медико-психолого-педагогическая работа (реабилитация), тем выше ее эффективности и шансы получения ожидаемого результата.

Именно поэтому очень важно как можно раньше начинать коррекционную работу с детьми с ДЦП, так как при таком подходе больше шансов скорректировать дефекты в речи, зрительно-пространственных функциях, личностном развитии, овладении навыками самообслуживания и получении навыков необходимых для успешной социализации ребенка в обществе.

Однако, основной направленностью коррекционной работы с детьми с ДЦП имеет физкультурно-оздоровительная деятельность, направленная на формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, укрепление общего физического состояния организма ребенка с ДЦП.

Замечание 2

Физкультурно-оздоровительная деятельность ребенка с ДЦП осуществляется на основании индивидуально разработанной программы, которая учитывает степень поражения ЦНС ребенка, тяжести физического дефекта, наличие у него двигательных умений и навыков.

Постановка цели и задач физкультурно-оздоровительной деятельности ребенка с ДЦП осуществляется на основании индивидуальных особенностей ребенка, уровня его физических отклонений, а также физических возможностей. Для этого предварительно проводится общее исследование ребенка с ДЦП, в которое включают и изучение личности ребенка, анализ его мотивационно-потребностной сферы.

«Физкультурно-оздоровительная деятельность ребенка с ДЦП» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Основные направления физкультурно-оздоровительной деятельности детей с ДЦП

Основу физкультурно-оздоровительной деятельности составляет двигательная реабилитация (лечебная двигательная физкультура).

Определение 2

Двигательная реабилитация – это занятия лечебной физкультурой (ЛФК), которые в зависимости от степени физических нарушений могут проводиться в малой группе или индивидуально, периодичность их составляет 3-5 раз в неделю, по 15-30 минут каждое занятие.

Занятия проводит специалист по ЛФК, который владеет всеми методами и принципами работы с детьми с ДЦП. Основным направлением ЛФК является последовательное формирование двигательных навыков у детей с ДЦП. Все двигательные навыки, получаемые в процессе ЛФК, в дальнейшем адаптируются к условиям повседневной жизни ребенка.

ЛФК ребенка с ДЦП осуществляется по следующим направлениям.

Тренировка удержания головы – это упражнения, которые направлены на укрепление мышц шеи, что позволяет ребенку с ДЦП приподнимать и поворачивать голову в сторону.

Освоение приподнимания и поворота головы в сторону в дальнейшем помогает ребенку с ДЦП овладеть такими двигательными навыками как присаживание и повороты корпусом.

Упражнение проводится как лежа на спине, так и на животе. В качестве основного инструмента используется большой мяч, раскачиваясь на котором ребенок выполняет упражнение.

Тренировка поворотов туловища – используются упражнения, которые стимулируют подъем головы, тормозят влияние тонических и шейных рефлексов, способствуют развитию координации движений и равновесия.

Упражнения выполняются лежа на специальном коврике, ребенок делает повороты со спины на живот или со спины на бок.

Тренировка ползания на четвереньках – направлено на тренировку поднятия и удержания головы, формирования навыка правильно удерживать статичную позу, удерживать равновесие.

Упражнение осуществляется в положении на четвереньках, ребенок поднимается, опираясь на раскрытые колени и кисти рук, переносит тяжесть тела с одной стороны на другую, ползает на четвереньках, перемещая центр тяжести или напротив, стараясь сохранить равновесие.

Тренировка сидения – формирует навык самостоятельного сидения, без помощи посторонней помощи, при этом удерживать голову.

Упражнение состоит в том, что ребенок с ДЦП учится самостоятельно сидеть, контролировать свое тело, сохранять равновесие и координацию. Поза во время сидения – спина прямая, голова приподнята, руки опущены вдоль туловища.

Тренировка стояния – направлена на формирование навыка стояния, основывается на полученных ранее навыках сидения и вставания на четвереньки.

Первоначально упражнение выполняется ребенком стоя на коленях, так ему легче сохранять равновесие. После того как мышцы туловища достаточно натренированы, ребенок может самостоятельно стоять и не испытывает страха падения, переходят к упражнению стоя в полный рост. Если ребенок не может избавиться от страха упасть или у него недостаточно сформированы мышцы спины, то дополнительно вводят упражнение – ходьба на коленях. Тренировка функции стояния предусматривает формирование равномерной опоры на стопы, контроль вертикальной позы туловища и сохранение реакций равновесия.

Тренировка ходьбы – направлена на формирование умений ходить самостоятельно без помощи посторонних, пусть и с опорой на специальные предметы (трость).

Упражнение представляет собой формирование навыков ходьбы, а именно вертикальной установки туловищу и головы, перемещения на опорную ногу центра тяжести, правильно ставить стопы, сохранять нужную позу и равномерно опираться. Все эти умения формируются только в том случае, если у ребенка достаточно сформирован описанные выше навыки.

Наряду с формированием основных двигательных навыков и умений необходимо решать такие задачи, как:

  • нормализация произвольных движений в суставах верхних и нижних конечностей;
  • нормализация дыхательной функции;
  • коррекция сенсорных расстройств и координационных нарушений (мелкой моторики кисти, статического и динамического равновесия, ритмичности движений, ориентировки в пространстве);
  • активизация психических процессов и познавательной деятельности.
Дата последнего обновления статьи: 22.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot