Взаимосвязь социальной педагогики и философии
Взаимосвязь социальной педагогики и философии очевидна, так как процесс формирования социальной педагогики берет свое началом в 40-х годах 19 века, когда в ее основу были положены философские мысли о необходимости влияния общества и государства на процесс воспитания. Позднее, в 20-м веке, К. Марк и Ф. Энгельс распространили теорию, согласно которой философия материализма и диалектики оказывали большое влияние на процесс развития и воспитания подрастающего поколения.
Основные положения философии Маркса и Энгельса состоят в том, что развитие личности детерминировано внешними обстоятельствами и природной организацией человека.
Диалектико-материалистическая социальная педагогика исходит из того, что воспитание необходимо осуществлять в специально организованных государственных учреждениях, а сам его процесс имеет исторический и классовый характер.
Таким образом, философия материализма и диалектики находятся во взаимосвязи с социальной педагогикой и оказывают на нее определенное влияние. В социальной педагогике того периода отчетливо проявляются законы материалистической диалектики.
Социальная педагогика имеет ярко выраженный противоречивый характер, что обусловлено ее взаимосвязью с философией диалектики, то есть борьбе и единстве противоположностей.
Противоречия в социальной педагогике возникают там, где в процессе воспитания возникает отставание используемых методов воспитания и жизненных потребностей. То есть наблюдается противоречия между традиционными приемами и подходами к процессу воспитания и теми требованиями, которые предъявляются к личности подрастающего поколения.
Наиболее ярким примером такого противоречия является процесс социализации личности и процесс социального воспитания. Это обусловлено тем, что человек по своей природе существо социальное. Однако он как может влиять на окружающий его социум, так и сам стать его жертвой. Именно это является одним из важнейших внутренних противоречий социальной педагогики, отражающих ее взаимосвязь с философией диалектики.
Таким образом, социальная педагогика находится во взаимосвязи с философией на протяжении всего своего существования и развития. Это подтверждает то, что именно философия является одним из основных источников ее формирования.
Основные философские идеи, послужившие становлению и развитию социальной педагогики
Истоками социальной педагогики являются философские мысли и идеи, разрабатываемые различными философами, мыслителями, педагогами и учеными, на этапах ее становления и последующего развития.
Большой вклад в формирование социальной педагогики как самостоятельной науки внесли в разное время Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Л.Н. Толстой, Э. Геккель, Ф. Мюллер и многие другие. Все они пытались ответить на основной вопрос социальной педагогики «в чем заключаются закономерности развития личности человека? Почему люди достигают разного уровня развития? от каких условий зависит этот процесс?».
Обобщение всех философских идей, позволяет сформулировать основные постулаты социальной педагогики, являющиеся ее основой и фундаментом:
Детерминантами развития человека являются внутренние и внешние условия. Под внутренними условиями понимается психологические и физиологические особенности организма. Внешние условия – это окружающие люди и среда, в которой развивается человек.
В процессе взаимодействия человека, с внешней средой происходят изменения в его внутренней сущности, формируются новые взаимоотношения, которые приводят очередному изменению. Весь процесс продолжается без конца, на протяжении всей жизни человека. Соотношение внутреннего и внешнего, субъективного и объективного может иметь проявляться в разнообразных формах жизнедеятельности и на различных этапах развития личности.
Воспитание личности основано на биогенетическом законе, который подразумевает взаимосвязь форм человеческого развития и природных условий. Согласно данному закону, развитие каждого человека в онтогенезе – это краткое повторение развитие всего человеческого вида.
Основными детерминантами человеческого развития является сочетание трех генеральных факторов:
- Наследственность
- Среда
- Воспитание
Фундаментом указанных факторов являются врожденные и унаследованные предрасположенности, которые принято называть «наследственностью». Врожденные и унаследованные предрасположенности развиваются под воздействием влияния окружающей среды и воспитательного процесса.
Факторы воспитания не могут принести необходимого результата воспитания по отдельности, важно их согласованное и комплексное воздействие.
Только в процессе социализации человек становится личностью. Под социализацией понимается общение и взаимодействие с другими людьми. Вне общества невозможно полноценное духовное, нравственное, психическое и социальное развитие.
Влияние наследственности и окружающей среды корректируется воспитанием. Воспитание – это одно из основных средств, способных дать обществу полноценную и гармонично развитую личность.
Помимо наследственности и среды, еще одним из наиболее важных факторов развития и становления личности человека является его деятельность. Под деятельностью личности понимают всё многообразие занятий человека, то есть все то, что он делает. Только в процессе деятельности возможно целостное развитие личности, формирование его отношения к окружающему миру.
В развитии человека проявляются общее и особенное. Общее свойственно всем людям определенного возраста, особенное отличает отдельного человека. Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность, с ярко выраженным особенным, - индивидуальностью.
Возникновение индивидуальных особенностей (различных) связано с тем, что каждый человек проходит свой особый путь развития, приобретая на нем различные типологические особенности высшей нервной деятельности.