Философия образования в системе современного педагогического знания
Философия образования – это отрасль философии, предметом исследования которой выступает образовательный процесс.
В Западном обществоведении второй половины ХХ века сформировалось новое направление исследований в области педагогики – философия образования. В 90-х годах данный феномен начали изучать и обсуждать отечественные педагоги, философы и социологи. В отечественной педагогической науке такие исследования относят в методологию педагогической науки.
Философия образования в процессе развития педагогической теории и практики должна:
- выполнять регулятивную функцию, задавая направления и границы исследовательского поиска;
- способствовать выбору стратегий образовательной системы, адекватной позитивным тенденциям развития общества, культурным и современным исканиям людей.
Исследования вопросов философии образования, предполагающих интеграцию социологических, культурологических, философских, экономических и других областей знаний, является необходимым условием преодоления определенной степени изолированности современной отечественной педагогики от общих процессов культурно-научного и социального развития.
Понятие философии образования всегда требует некоторого пояснения. В соответствии с отечественной традицией, понятие образования нельзя отождествлять с понятием воспитания, то есть необходимо говорить о философии образования и воспитания.
С позиции же философии образования, образование выступает условием непрерывности эволюционного развития человечества, обеспечения духовной связи времен с интегральным стратегическим интеллектуально-нравственным ресурсом государства. В связи с этим образование, а не экономика, наука, техника или даже сама политика, представляет духовную первооснову и универсальный интеллектуально-нравственный ресурс политики государства.
Цели, задачи и функции философии образования
Цель образования является следствием человеческого смысла жизни и ее эволюционного назначения. Именно человек – субъект и объект образовательной деятельности. Без знания особенностей природы человека, взаимосвязей его с миром и обществом, смысла его жизни и его эволюции педагогика и истинное образование невозможны.
Образование – это единый целенаправленно организованный процесс обучения и воспитания, представляющий общественно значимое благо и, который осуществляется в интересах человека, семьи, общества и всего государства, а также в качестве совокупности приобретаемых знаний, умений и навыков, ценностных ориентаций, опыта деятельности и компетенций определенного объема и сложности. Чтобы у индивида была возможность интеллектуально, духовно, нравственно, творчески, физически и профессионально развиваться, удовлетворять возникающие у него образовательные интересы и потребности.
Воспитание – это деятельность, направленная на развитие личности ребенка, на то, чтобы создать условия для самоопределения и социализации ученика на основании социокультурных, духовно-нравственных ценностей и правил и норм, принятых в обществе в интересах человека, семьи, государства и общества.
Обучение представляет собой целенаправленный процесс организации деятельности ученика, предполагающий овладение им определенным набором знаний, умений, навыков и компетенций, приобретение опыта деятельности, развитие способностей, приобретение опыта использования знаний в повседневной жизни и формирование у учащихся мотивации получить образование.
Абсолютной целью и самоцелью жизни любого человека является самопознание и самореализация посредством образования и самообразования на протяжении всей жизни, то есть непрерывное образование.
Задачи образования – это, в первую очередь, дифференцированная цель, которая может применяться к современным нуждам и перспективам общества и эволюции жизни. Эти задачи необходимо соотносить со стратегическими целями и задачами политики государства, служить духовным средством ее реализации. Относительно человека задача образования заключается в гармоническом целостном развитии тела и ума, чувств и воли, а также человеческой интуиции через овладение в максимально возможной полноте теоретической и практической, мировой и общественной, а также общей и профессиональной культурой. Если говорить об образовании в широком смысле этого слова, когда подразумевают все институты и формы, которые сочетают в себе обучение, воспитание и просвещение.
Взаимосвязь между образованием и просвещением
В понятие просвещения в философской литературе вкладывают разный смысл и содержание. Впервые термин «содержание» был употреблен Вольтером, а окончательно утвердился в статье И. Канта «Что такое просвещение?» 1794 года. Изначально просвещение связывали с идейными течениями периода перехода от одной формации к другой. Позже просвещение начали рассматривать в качестве свойства культуры в познании себя, в формировании исторического склада и образа жизни. На сегодняшний день к просвещению относятся ретроспективно, понимают под ним оцениваемое свойство определенной исторической эпохи.
Взаимосвязь, формирующаяся между образованием и просвещением, тесная и живая, так как передаются накопленные знания и навыки, начиная с самого раннего детства, что сопряжено с просвещением и реализуется благодаря воспитанию. Воспитание у ребенка представлений о мире, по своей сути, и представляет фокус того просветительства, который не сегодняшний день доминирует в той или иной стране, отражая национальную историю.