Основные концептуальные направления педагогической деятельности Джона Локка
Джон Локк – это знаменитый ученый, внесший серьезный вклад в философские и педагогические учения. Особенное внимание в его исследованиях было уделено вопросам воспитания. Они нашли отражение в двух его научных трудах:
- «Мысли о воспитании», где излагаются идеи и теории касаемо воспитательной деятельности, построении особой воспитательной системы – элитарного воспитания. Воспитание занимает приоритетную позицию в развитии личности и наделении ее теми свойствами и признаками, которые, затем, проявляются в ее взаимоотношениях с другими людьми и окружающим миром.
- «Об управлении разумом», где излагаются идеи, согласно которым все взгляды, идеи, принципы, мировоззрение личности не является природным фактором, а формируется только в социальной среде т.е. при тесном взаимодействии с людьми, природой и обществом. Знания и навыки развиваются, при этом, благодаря ощущениям, которые индивид испытывает в социуме и воспринимает органами чувств. Знания не формируются одномоментно. Они складываются из опыта, выступающего основным источником познания.
Дж. Локк утверждал, что нравственность является социальным качеством т.е. приобретается и развивается в процессе общественной жизнедеятельности и общественных взаимоотношений.
Все педагогические взгляды Локка можно представить следующим образом:
- Все идеи и пороки не являются врожденными качествами личности;
- Содержание сознания индивида наполняется в процессе его жизнедеятельности, опыта и ощущений;
- Воспитание является приоритетным направлением педагогической деятельности, поскольку оно направлено на всестороннее и гармоничное развитие личности;
- Воспитание нацелено на развитие счастливого ребенка, наделенного качествами добродетели;
- Основной задачей воспитательной работы является развитие здоровой личности;
- Словесные методы воспитания являются неэффективными. Необходим личный пример и практическая самостоятельная деятельность;
- Принуждение в воспитании неприемлемо;
- Основным принципом воспитания является ориентация на получение конкретной пользы.
Джон Локк ввел в педагогическую науку принципы практицизма и рационализма и рассмотрение опыта личности в качестве основы формирования ее основных свойств.
Система элитарного воспитания Джона Локка
Идеи воспитания Локка и его основная концепция прописаны в труде «Мысли о воспитании». В ней также рассматриваются особенности организации обучения.
Джоном Локком была разработана система элитарного воспитания т.е. воспитания истинного джентльмена или делового человека. Данная система базируется на трех китах:
- Акцентирование внимания на физическом развитии личности. Физическому воспитанию должно быть уделено огромное влияние, поскольку от него зависит здоровье человека, развитие его интеллектуальных навыков и формирование деловых качеств. По мнению педагога, только в здоровом теле можно развить здоровый дух.
- Воспитание нравственности. Нравственные свойства личности должны развиваться и воспитываться в процессе обучения личности.
- Образование необходимо для формирования навыков делового общения.
В учениях Джона Локка огромное внимание уделялось необходимости закаливания организма, развития качеств выносливости, терпимости, умеренности и нерасточительности.
Процесс нравственного воспитания Локк исследовал с позиции формирования верного представления о добродетели личности. Нравственность не сводится к формированию только душевных качеств, она теснейшим образом связана с мыслительной сферой, воспитанием разума, который является двигателем во всех сферах жизнедеятельности индивида, определяя его поведение, поступки.
Нравственная добродетель предполагает воспитание тех качеств, которые являются полезными и необходимыми для жизнедеятельности личности, формируют ее благопристойность и честь, вежливость, такт, честность, добродушие. В качестве средств воспитания, Локк предлагает использование окружающей обстановки, настраивающей на продуктивный лад, и обязательную демонстрацию личных примеров. Учащийся должен видеть, что слова педагога это не просто пустой звук. Они являются фактором, отражающим силу и авторитет педагога, а потому должны быть подкреплены личным примером т.е. учащийся должен видеть, что все сказанное применяется в практической жизнедеятельности и несет положительный эффект, что оно важно и необходимо для развития.
Локк рассматривал образование, как среду, в которой должен развиться грамотный образованный человек, способный к практической деятельности. воспитание должно способствовать формированию деловой личности, которая обладает навыками толкового ведения дел, предусмотрительностью, предприимчивостью.
Джентельмен в элитарной системе воспитания должен был быть дворянского происхождения, но с развитыми качествами буржуазного дельца. Иными словами, личность должна быть воспитана так, чтобы в ней гармонично сочеталась утонченность натуры, навыки поведения и обращения с деловыми качествами, умением вести предпринимательскую деятельность.
Интеллектуальное воспитание, по мнению ученого, должно соответствовать особенностям характера личности и быть нацелено на становление образованной личности, наделенной деловыми качествами.
Воспитание обязательно дополняется религиозной ориентацией. Личность должна освоить роль религии, но не с точки зрения выполнения обрядов и следования культам, а формирования уважительного отношения к Богу, выражения почтения высшему существу, понимания его значимости.
В процессе обучения огромное внимание отводилось развитию трудовых навыков. Трудолюбие рассматривалось в качестве ведущего фактора развития личности. Труд – основа жизнедеятельности. Он помогает устранить праздность. Трудовое воспитание ориентировано на привитие трудолюбия, уважительного отношения к труду, как чужому, так и собственному, осознания его приоритетного места в жизни и необходимости освоения какого-то ремесла.