Понятие и сущность института дошкольного образования
Институт дошкольного образования – это социальный институт, созданный целенаправленно для обеспечения образования детей дошкольного возраста.
История становления и развития института дошкольного образования достаточно длинная, он прошел немалый путь от момента создания до современности.
На каждом временном отрезке существования общества и государства, данный институт претерпевал существенные изменения, связанные с идеологией. Идеологические основы включают в себя разнообразные правила, нормы и принципы, определяющие и регулирующие взаимоотношения людей. Именно они оказывали влияние на развитие идей о воспитании подрастающего поколения, значимости семейного воспитания и необходимости создания системы государственных дошкольных образовательных учреждений.
В настоящее время большее влияние на развитие института дошкольного образования оказывают идеи гуманизации воспитания и обучения детей. Данные идеи нашли весьма широкое отражение в трудах отечественных и зарубежных ученых.
Гуманистическая направленность института дошкольного образования предусматривает уважительное отношение к личности ребенка, понимание его индивидуальности и неповторимости, учет его возрастных особенностей, возможностей и потребностей, опору на врожденные задатки.
Как показывает практика, в дошкольных образовательных учреждениях, до недавних пор преобладала учебно-дисциплинарная модель организации воспитательно-образовательного процесса, а основной целью дошкольного образования было обеспечение детей необходимыми для успешного обучения в школе знаниям, умениям и навыками.
Однако в связи с произошедшими социально-экономическими изменениями в стране, произошла и модификация института дошкольного образования. В 1989 году Государственным Комитетом Народного образования СССР утверждается новая «Концепция дошкольного воспитания».
Основная идея Концепции – деидеологизация и гуманизация дошкольной системы образования, постановка акцента в воспитании на общечеловеческие ценности и самоценность дошкольного детства.
Авторам Концепции удалось выявить наиболее существенные и значимые отклонения от гуманизма в действующих дошкольных образовательных учреждениях, вскрыть их причины и наметить основные перспективы дальнейшей работы с целью исправления ситуации.
Основные факторы, оказывающие влияние на развитие института дошкольного образования
Уровень развития общественного производства и совершенствование его научно-технических основ.
В связи с повышением научно-технического уровня общественного производства повышаются и требования к подготовке будущих специалистов. Это не может отразиться и на системе дошкольного образования. В период научно-технического процесса детей начинали готовить к рабочим профессиям и специальностям с детского сада. Детей знакомили с профессиями, объясняли их значимость для общества и государства. У детей с самого раннего детства формировалось уважительное отношение к «нужным» для государства и общества профессиям, что естественно оказывало влияние на последующее самоопределение ребенка.
В настоящее время научно-технический прогресс повышает роль специалистов среднего и высшего звена. В связи с чем, детей с дошкольного возраста воспитывают с осознанием необходимости получения среднего профессионального или высшего образования. Кроме того, в рамках ДОУ организуются дополнительные занятия, секции и кружки, направленные на всестороннее развитие и обучение детей дошкольного возраста.
Политика общества и интересы различных его сословий.
Развитие всех институтов образования, в любой стране, зависит от политики государства и общественного раскола. Так, в том обществе, где принято делить общество на богатые, средние и малоимущие слои и сословия, система образования имеет двойственный характер. Так, часть дошкольных образовательных учреждений предназначены для детей из более зажиточной прослойки общества, другие же созданы для остального населения. Например, частные детские сады зачастую могут позволить себе только хорошо обеспеченные в финансовом отношении люди. В то время как остальные пользуются услугам муниципальных детских садов. Современным примером этому служит Индия, где до сих пор сохраняются касты. В этой связи для детей разных каст существуют разные образовательные учреждения.
Исторический опыт и национальные особенности в области воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.
Институт дошкольного образования складывается и развивается под воздействием исторического опыта, национальных и этнических традиций. Это находит отражение в особенностях организации образовательного процесса в дошкольных учреждениях. Например, до настоящего времени в мусульманских детских садах мальчики и девочки посещают разные группы. Методы воспитания также различны, на них оказывает влияние не только религия, но традиции народа.
Педагогические факторы.
Данная категория является одной из самых обширных, включающих в себя множество факторов. Так, вначале становления системы детских садов основной причиной их создания было освободить матерей и дать им возможность работать. Задачей образовательного учреждения являлось осуществление присмотра за ребенком в течение дня. В дальнейшем отношение к дошкольному периоду детства изменилось и в настоящее время цель ДОУ – осуществление качественной и всесторонней подготовки ребенка к школьному обучению, создание условий для его развития и становления как личности. То есть, большое воздействие стал оказывать и чисто педагогический фактор, т.е. необходимость обеспечения более раннего воспитания детей и улучшения их подготовки к школьному обучению.