Эстетическое воспитание зависит от нравственных и эстетических представлений, а также от культурных и художественных традиций и обычаев, природных условий. Эстетическое воспитание являлось основой для создания художественных образов, предметов труда и быта, а также отражалось в связанных с культами обрядах, играх, обучающих действию. Именно поэтому большое значение в эстетическом воспитании имеют фольклорные произведения.
Содержание эстетического воспитания
Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс, который прививает человеку чувство прекрасного, способствует формированию у него эстетических качеств и компетенций.
В процессе эстетического воспитания формируются такие качества личности как:
- эстетический вкус, который проявляется не только в восприятии произведений искусства, но и в умении отличать действительно эстетически прекрасное от грубого и безобразного;
- эстетическая культура, выражается в умении вести себя в обществе, выглядеть эстетически привлекательно и т.д.;
- эстетическое восприятие и осознание произведений искусства, природной красоты, а также красоты в повседневной обыденной жизни;
- эстетические чувства и потребности, обусловлены тем, что эстетически воспитанная личность испытывает потребность не только созерцать прекрасное, но и окружать себя красивым, а также принимать участие в создании прекрасного посредством своего творчества;
- творческие способности, направленные на создание произведений искусства.
Эстетическое воспитание в процессе своей реализации связано практически со всеми видами воспитания, а также со многими сферами деятельности ребенка. Одним из наиболее эффективных методов эстетического воспитания является использование разнообразных музыкальных жанров, а особенно фольклора. Это связано с тем, что фольклорные произведения связаны с историей народа, его традициями и национальными особенностями.
В настоящее время большой интерес со стороны педагогики вызывают эстетические идеалы и опыт воспитания в народной педагогике. Красота в русской культуре всегда была высшей ценностью и категорией человеческих отношений. К таким отношениям всегда стремились, так как считали их прекрасными и истинно верными. Все это породило целую систему эстетических взглядов. Данная система начинается с изучения вопроса о том, что же такое прекрасное и в чем оно проявляется. Знания в рамках системы эстетического воспитания передавались из поколения в поколение посредством сказаний, былин, потешек, частушек, песен и т.д.
Фольклор как метод эстетического воспитания направлен на формирование положительного отношения к народному творчеству, любви и уважения своих исторических корней, а также развитию эстетической культуры и ценностей. Знакомясь с произведениями фольклора, процессом их создания и историей дети учатся эстетически воспринимать окружающий мир, мыслить художественными образами.
Фольклор в системе эстетического воспитания
Особенность применения фольклора как эффективного метода эстетического воспитания заключается в его реализации через природу искусства в целом. Это выражается в том, что средствами фольклора осуществляется формирование личности ребенка, ему передаются национальные ценности, идеалы и нормы, которые были накоплены культурой народа. Все эстетические ценности передаются разнообразными способами:
- устное народное творчество (сказки, былины, потешки и т.д.);
- музыкальные произведения (частушки, колыбельные и т.д.);
- народные танцы.
Фольклор запечатлевает в художественных образах всю многомерную картину реальной действительности, выделяя в ней наиболее прекрасные моменты, способствующие созиданию данных образов.
Эстетическое воспитание средствами фольклора опирается на опыт народа в воспитании. Фольклорный материал выстроен логически и последовательно от национальных ценностей к общечеловеческим.
В процессе использования фольклора как одного из методов эстетического воспитания предполагается достижение следующих результатов:
- Формирование и развитие эстетически развитой и целостной личности, у которой выработаны умения видеть, воспринимать, чувствовать, понимать и оценивать красоту в произведениях искусства, природе, обыденной жизни, окружающих людях.
- Развитие красоты поведения и человеческих отношений. Данные качества предусматривают развитие личностных эстетических качеств, которые проявляются в отношении человека к окружающим, умению вести себя в обществе и т.д.
- Развитие умения ценить красоту и индивидуальность своего тела, а также уметь заботиться о своем теле, поддерживать физическую форму посредством физических упражнений, сохранять и укреплять свое здоровье.
- Воспитание уважительного и бережного отношения к природе, как одному из источников прекрасного.
Основные подходы к организации процесса эстетического воспитания средствами фольклора предполагает соблюдение следующих принципов:
- принцип единства и взаимосвязи духовной и социальной природы ребенка;
- принцип побуждения к деятельности через фольклорные произведения;
- принцип индивидуализации процесса эстетического воспитания.
Помимо перечисленных принципов педагог должен так же опираться на традиционные педагогические принципы организации воспитательно-образовательного процесса (наглядности, последовательности, преемственности и т.д.).
Эффективность процесса эстетического воспитания при использовании фольклора зависит от следующих факторов:
- насыщенность воспитательно-образовательной среды учебного заведения;
- возможность обогащения базовых учебных дисциплин (занятий, предусмотренных программой ДОО) элементами народного творчества;
- национально-ориентированное оформление групповой комнаты или учебного кабинета;
- профессиональные компетенции педагога в области народного творчества (фольклора).