Понятие и сущность эстетического воспитания детей дошкольного возраста
Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс воздействия на личность ребенка дошкольного возраста, с целью развития у него умения видеть прекрасное в окружающем мире, произведениях искусства, а также умения создавать прекрасное собственными силами.
Эстетическое воспитание детей необходимо начинать с самых первых дней жизни.
Эстетическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс по формированию у детей дошкольного возраста творческой активности, умения воспринимать и оценивать красоту в природе, жизни и искусстве. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста включает в себя воспитание у детей эстетического отношения к общественной жизни, труду, природе, искусству и быту. Однако познание произведений искусства очень многогранно, поэтому оно выделяется в отдельную часть эстетического воспитания детей.
В процессе эстетического воспитания, дети дошкольного возраста знакомятся с красотой в окружающей жизни, природе и искусстве, они учатся воспринимать и чувствовать эту красоту. Данный процесс способствует развитию у них фантазии и воображения.
Система эстетического воспитания детей дошкольного возраста включает в себя:
- воспитание через художественные средства;
- воспитание через искусство;
- воспитание посредством внехудожественных средств (природа, труд, окружающая среда, учебная деятельность и т.д.).
Таким образом, процесс эстетического воспитания включает в себя общекультурное, философское и психолого-педагогическое образование.
Цель и задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста
Основная цель эстетического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы дать детям необходимые знания, умения и навыки из различных областей искусства, а также сформировать у них интерес и стремление заниматься самостоятельной творческой деятельностью.
Достижение основной цели эстетического воспитания детей дошкольного возраста, достигается через последовательное решение ряда следующих групп задач:
Первая группа задач эстетического воспитания – это задачи, направленные на формирование у детей эстетического отношения к окружающему миру и приобретение ими теоретических знаний. Включают в себя ряд следующих задач:
- воспитание у детей эстетической культуры;
- формирование и развитие эстетических восприятий, чувств и переживания, а также эстетического отношения к окружающей ребенка деятельности;
- развитие у детей умения видеть и чувствовать красоту в поступках, природе, искусстве, окружающем мире;
- воспитывать потребность в познании прекрасного;
- воспитание стремления окружать себя прекрасным, создавать его собственными руками.
Вторая группа задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста – формирование у детей практических умений и навыков в области разнообразных видов искусств. Включает в себя:
- обучение детей лепке, рисованию, конструированию, пению, движениям под музыку;
- формирование и развитие устного творчества.
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках ДОУ, подразумевает решение следующих задач:
- Осуществление систематического развития восприятия прекрасного и эстетических чувств детей, через различные виды искусств, деятельность, эмоциональную вовлеченность и т.д.
- Приобщение детей к искусству, обучение их практическим умениям, воспитание посильно вносить в окружающую среду элементов прекрасного.
- Формирование у детей эстетического вкуса и умения самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.
- Развитие у детей творческих и художественных способностей, через организацию деятельности, связанной с искусством.
Содержание эстетического воспитания детей дошкольного возраста
В процессе эстетического воспитания детей дошкольного возраста приходится сталкиваться с трудностями, которые связаны с заложенными природой в каждом ребенке задатками и возможностями. Некоторые дети рождаются со стремлением к познанию и восприятию прекрасного, а у кого-то такие навыки необходимо целенаправленного и систематически развивать.
В качестве воспитательного влияния педагогами используются разнообразные средства искусства, способствующие развитию у детей специальных способностей и дарований.
Содержание эстетического воспитания детей дошкольного возраста включает в себя:
- Формирование эстетических знаний.
- Формирование эстетических умений и навыков.
- 3.Воспитание у детей эстетических интересов, чувств, потребностей, вкусов и оценок.
Организованное в ДОУ эстетическое воспитание находится в тесной взаимосвязи со всеми сторонами воспитательного процесса, а используемые воспитателями формы работы разнообразны. Полученные результаты могут проявляться в различных видах детской деятельности.
Педагогическая работа, направленная на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста включает в себя:
- Воспитание у детей эстетического отношения к окружающему, посредством ознакомления с природными и общественными явлениями в процессе трудовой или игровой деятельности, а также в быту.
- Эстетическое воспитание детей с использование различных средств искусства (развитие творческих способностей, художественное воспитание и т.д.).
Большое значение в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста имеют организуемые воспитателями в рамках ДОУ праздники, мероприятия и развлечения. Одним из основных их предназначений является обогащение детей новыми яркими впечатлениями, связанными со знаменательными датами, воспитывать эмоциональную отзывчивость и интерес к разным видам художественной деятельности. С малых лет дети проявляют интерес к пению песен, чтению стихов, танцам, рисованию.