Элинно-греческая академия – это первое высшее учебное заведение России, основанное в Москве в 1687 году.
История создания элинно-греческой академии
К 17 веку в Московской Руси остро возникает интерес к просвещению, в результате чего в 1687 году создается первая высшая школа, названная Элинно-греческой Академией. Академия неоднократно переименовывалась. Так с 1701 г. по 1775 г. она носила название Славяно-латинской, а с 1775 г. по 1814 г. – Славяно-греко-латинской Академии. В 1755 году из нее образуется Императорский Московский Университет, а в 1814 году – Московская духовная Академия.
Инициатива по созданию Элинно-греческой Академии принадлежит педагогу, просветителю и поэту Симеону Полоцкому (1629-1680гг.) и его ученику Сильвестру Медведеву (1641 – 1691 гг.), которому Симеон при жизни передал все необходимые для продолжения начатого дела бумаги.
Незадолго до своей смерти С. Полоцкий разработал Академическую Учетную грамоту (Привелию), которая содержала в себе основные идеи по созданию Академии.
Цель создания Эллино-греческой Академии – подготовка образованных людей, необходимых для службы в церковном и государственном аппаратах.
Привелия по созданию Академии была утверждена царем Федором Алексеевичем через два года после смерти С. Полоцкого.
Обучение в Академии предусматривало изучение славянского, греческого, латинского и польского языков, «семи свободных искусств» и богословия.
В «семь свободных искусств» входили:
- грамматика,
- риторика,
- диалектика,
- музыка,
- астрономия,
- геометрия,
- философия.
Во главе Академии стоял ректор, именуемый Верховным блюстителем, ему и партриару были подсудны учащиеся и педагоги Академии. Тем самым С. Полоцкий предложил первый прообраз университетской автономии.
Обучение в Академии было бесплатно, учащиеся обеспечивались стипендиями, а престарелые педагоги – пенсиями.
Деятельность Академии основывалась на соблюдении чистоты религиозных помыслов всех ее субъектов (учащихся, учеников, управляющих и т.д.).
В ведении Академии находился не только процесс подготовки будущих государственных и религиозных служащих, но осуществлении цензуры религиозных книг, а также она наделялась правом совершать суд над отступниками от веры православной, контролировать деятельность других образовательных учреждений и домашних учителей.
Одной из основных задач Академии было осуществление перевода богослужебных книг на русский язык.
Первыми педагогами Академии были братья Софроний и Иоаким Лихуды, которые прибыли для этого специально в Москву с рекомендательными грамотами, выданными им Восточными Патриархами.
Так же первыми педагогами были доктора, мыслители и проповедники, обладавшие энциклопедическими знаниями и преподававшие ранее в Коттонианской Академии г. Падуе. Все они приложили достаточные усилия для организации первого на Руси высшего Духовного учебного заведения.
Первоначально программа обучения предусматривала только преподавание греческому языку, позднее она была расширена путем введения в нее риторики, философии и астрономии.
С расширением учебной программы возникла потребность в увеличении штата педагогов, для чего были привлечены монахи Заиконоспасского монастыря и ряд светских профессоров.
Академия была всесословным учреждением, то есть в нее мог поступить на обучение человек (ребенок) из любого социального слоя. Расцвет Академии приходится на начало 19 века, в это время в ней обучалось свыше 1600 человек.
Так как Академия была всесословная, то и состав учащихся в ней был весьма разнообразным. Социальный состав учащихся представлял собой детей купцов, конюхов, служителей церкви, столичной знати и т.д. Это значительно выделяло Академию среди других образовательных учреждений того времени, которые придерживались сословного принципа обучения.
Помимо того, что учащиеся Академии представляли разные слои общества, в ней обучались дети разных национальностей: русские, украинцы, белорусы, татары, молдаване, греки, грузины и т.д.
Несмотря на то, что Академия принимала на обучения детей вне зависимости от национальности и социального положения, стипендии все же дети получали по-разному. Так княжеские дети получали в месяц по золотому, а простые – по полтине.
Организация обучения в эллино-греческой академии
Основным курсом обучения в Академии была подготовка молодых людей для службы на благо общественной деятельности. Оказание всевозможной помощи по распространению и утверждению православной веры, сохранение ее, от каких бы то не было ересей.
Программа обучения в Академии была достаточно разнообразной для образовательного учреждения того времени. Основной трудностью в обучении было отсутствии достаточного количества книг и полное отсутствие учебников, по которым можно было изучать науки. Поэтому новый учебный класс открывался и набирался только лишь после того как был готов новый учебник.
Первый класс был открыт в 1687 году – это был класс грамматики. Позднее были набраны и открыты классы риторики, логики, физики и пиитики. Обучение велось на двух языка – греческом и латинском. Процесс обучения был организован так, что учащиеся уже на третий год обучения могли свободно говорить на греческом и латинском, без труда осуществлять перевод с этих языков на славянский.
Метод преподавания в Академии носил схоластический характер, что сближало Эллино-греческую Академию с Киево-Могилянской коллегией. Ведущим авторитетом в физике, риторике и логике был Аристотель, труды которого были заложены в основу данных учебных дисциплин.
Учебники для Академии составляли греческие ученые. Несмотря на то, что они преподавали в Академии на основании схоластического метода, именно ими был подан первый опыт «живого» отношения к науке.
Стоит отметить, что Элинно-греческая Академия и Киевская Коллегия представляли собой школы не профессиональной или духовной направленности, а нечто наподобие прототипа современного университета.