Современное общество развивается на основе тенденций информатизации. Это означает внедрение электронных ресурсов и информационных средств во все сферы общества. Образование не составляет исключения.
Электронное обучение активно внедряется в практическую работу образовательных учреждений. Информационные технологии применяются для организации преподавания многих дисциплин. Уроки географии в школе, также, реализуется посредством информационных ресурсов и электронной системы географического обучения.
В настоящее время в географическое образование внедряются различные электронные модули обучения, ориентированные на устойчивое усвоение учащимися школы знаний в географической сфере.
Развитие различных уровней компетентностей посредством применения электронных модулей в географическом образовании
Использование электронных модулей в образовательной сфере ориентировано на развитие коммуникативной компетентности личности учащегося. Формирование такой компетенции проявляется в развитии следующих уровней компетенций учащихся:
- Информационно-познавательная компетенция. Она отражает представления учащихся об объектах, процессах и явлениях географической среды, развитие представлений о географическом устройстве мира. У учащихся формируется представление о том, как устроен мир с точки зрения стран и континентов, морей, океанов, материков, островов, экваториальных точек и т.д.
- Коммуникативная компетенция. Она ориентирована на выстраивание системы взаимодействия и связей между субъектами информационно коммуникативной среды.
- Ценностно-нормативная компетенция. Она является ориентиром в познании личности, ее направлениях исследования окружающего мира. Кроме того, она отражает гуманистические идеи и этику применения информационных ресурсов.
- Технологическая компетенция. Отражает навыки использования информационных ресурсов и электронных средств для добывания информации о географической картине мира, управление этой информацией, ее переработка и сохранение.
- Практико-созидательная компетенция. Она ориентирована на созидание учащегося, его практическую направленность деятельности по применению географических знаний, полученных на уроках.
Структура и содержание модулей электронного географического образования
По своей структуре, электронные модули географического образования представляют собой совокупность трех основных компонентов, представляющих виртуальные области обучения, отражающие географическое пространство разных масштабов:
- Географическое пространство глобального масштаба.
- Географическое пространство регионального масштаба.
- Географическое пространство локального масштаба.
На глобальном уровне изучения происходит отождествление учащимися себя с масштабами вселенной т.е. учащиеся осознают себя, как жителя планеты Земля, осознают свою причастность к развитию и функционированию планеты, ее экологического развития и проблем.
Что касается регионального компонента, то здесь происходит идентификация учащимися себя с масштабами своей страны т.е. они отождествляют себя с граждами своей страны, признают свою причастность к Родине, чувствуют перед ней свой долг и несение ответственности за ее развитие.
На локальном уровне, учащиеся соотносят себя со областью своего проживания т.е. со своим родным краем. Это маленький кусочек Родины, который навсегда занимает лидирующие позиции в сердце учащегося, имея приоритет перед остальными областями географического пространства.
Освоение электронных модулей обучения идет последовательным путем. Как правило, оно начинается с локального компонента и завершается глобальным. На каждом уровне, учащиеся осваивают культурное устройство и функционирование ценностно – смысловых доминант географического пространства. Его изучение происходит в три основных стадии:
- Культурно-адаптационная – освоение культурных ценностей родного края, приобщение к ним, осознание себя их частью.
- Культурно-смысловая - осознание значимости культуры, ее ценности и важности.
- Культурно-творческая – созидательная деятельность учащихся, ориентированная на развитие географического пространства, решение его проблем.
Применение в географическом образовании школы электронного обучения и его модулей влечет за собой коренную перестройку системы организации учебно-воспитательной деятельности и средств обучения. На первое место выходит применение информационных средств обучения, а также применение диалоговых, проектных и модульных методик обучения.
Методики применения электронных ресурсов в географическом образовании
В процессе электронного обучения в школе, на уроках географии могут применяться следующие методики:
- Диалоговое обучение. Оно ориентировано на включение учащихся в различные направления деятельности с применение информационных технологий и ресурсов: видео представление, выступления с аудио поддержкой, ведение форумов и блогов географической направленности, коллективная творческая работы, выполнение презентаций, взаимодействие в игре.
- Модульное обучение. Оно строится на основе разработки блоков работы, в виде информационно-аналитических комплексов по исследованию географического пространства на разных уровнях. Изучение проходит по определенным алгоритмам.
- Проектное обучение. Основывается на построении проектов с применением информационных ресурсов.
Любая из методик обучения предполагает разработку соответствующих электронных средств и ресурсов для получения знаний в географической области. Сюда входит создание электронной учебной литературы: учебники, хрестоматии, методические пособия, наглядные материалы в виде презентаций, графиков, слайдов с таблицами и схемами, анимационные видеоролики, учебные фильмы. Помимо этого, осуществляется разработка справочных материалов по географии в электронном формате. Они необходимы для самостоятельной подготовки учащийся по различным географическим темам.
Картографические материалы, т. е. карты разного назначения, схемы, контурные карты, также, составляются в электронном формате.