Сущность понятия «экономическое сознание»
Экономическое сознание – это важная составная часть научного мировоззрения, обеспечивающая понимание экономической общественной жизни, превращающая каждого учащегося в активного творческого участника производственной деятельности.
В текущих условиях экономических реформ и совершенствования производственных отношений необходимо формирование экономического сознания у молодого поколения.
Экономическое сознание состоит из знаний об основных законах развития рыночной экономики, включая повышение производственной эффективности, перестройки структуры производства, совершенствование производственных отношений, системы управления и методов хозяйствования. Важная его часть – развитость экономического мышления, творческий поиск путей повышения производительности труда, достижение производственного результата высокого качества при минимальных затратах. Экономическим мышлением предполагается умение осмыслить явления экономической жизни, учитывая достижения науки и техники. Оно дает возможность понимать экономику в качестве целостного явления, в котором эффективность всего народного хозяйства определяется эффективностью каждого отдельного звена производства. Экономическое сознание характеризуется чувствами коллективизма, чувством хозяина общественной, колхозной, кооперативной и акционерной собственности и ответственности за ее сохранение и приумножение, социальная справедливость, общественный долг и дисциплина.
Функции экономического воспитания
Экономическое воспитание выполняет несколько общественных функций:
- просветительская функция – систематическое распространение экономических знаний, позволяющих каждому труженику осмысливать собственную трудовую деятельность, осознать ее экономическую эффективность. Учащиеся усваивают истину, что экономика, которая развивается на основании современной науки и техники, должна быть максимально рентабельна и эффективна;
- развивающая функция – формирование экономического мышления. Участники экономической сферы общественной жизни занимаются освоением своей деятельности в рамках конкретного производства и целостной системы народного хозяйства. То есть они не просто исполнители, а предприимчивые рационализаторы, проводящие в действие свою фантазию, расчетливость и смекалку. Это помогает развивать творческую личность;
- воспитательная функция – формирование у детей навыков рачительного хозяйствования, развитие бережливости, привитие честного отношения к труду, соблюдению трудовой, технологической и плановой сознательной дисциплины;
- организующая функция – формирование у детей представлений о научной организации труда, технологической последовательности операций;
- эстетическая функция – развивает понимание каждым тружеником производственной деятельности в качестве эстетически значимой. Продукт труда, который не удовлетворяет эстетическим вкусам потребителей, не пользуется спросом, утрачивает потребительскую стоимость, нанося непосредственный прямой ущерб производителю и экономики;
- прогностическая функция – планирование размещения производительных сил, предвидение роста производительности труда, потребность в кадрах, модернизация технологических линий, производство новых товаров, которыми упреждаются требования моды.
Механизмы, средства и методы экономического воспитания
Экономическое воспитание – это организованная педагогическая деятельность, специально продуманная система работы, которая предполагает формирование экономического сознания учеников.
В процессе осуществления экономического воспитания школьниками усваивается сумма понятий и представлений, касающихся организованной и эффективной экономики, развития производственных сил и отношений, действующего хозяйственного механизма.
Механизмы, средства и способы экономического воспитания школьников крайне разнообразны. Содержание общественного экономического сознания превращается в достояние школьников в результате осуществления ими познавательной деятельности. В учебном процессе огромная роль отводится постановке перед учениками вопросов экономического характера, а также проведение уроков по обществознанию, истории, математике, физике, химии, географии, биологии, которые специально посвящают обобщению данных, касательно экономического значения этих наук.
Основной механизм экономического воспитания школьников – непосредственная, доступная для них экономическая деятельность. Общественно полезная и производительная деятельность учеников предполагает экономически эффективную организацию: планирование, нормирование труда, его механизацию, учет эффективности и результативности. Вовлечение детей в экономическую деятельность с анализом характера их труда позволяет создать личный опыт понимания экономических проблем, формируя нравственные качества и мировоззренческие экономические убеждения.
Также экономическое воспитание протекает в процессе экономических отношений, в которые вовлекают детей. Они вступают во взаимодействие с родителями и проявляют свое отношение к семейному бюджету, к вещам индивидуального пользования. В общественно полезной деятельности дети вступают в отношения между собой, взрослыми участниками производственной деятельности, развивают отношение к орудиям труда, мебели и инвентарю. Нужно добиться, чтобы дети осознали эти отношения с точки зрения нравственности и их экономической значимости. Иными словами, экономическое познание, деятельность и отношения – это механизмы, которыми формируется экономическое сознание школьника.
К основным критериям эффективности экономико-воспитательной работы с учениками относят:
- усвоение основного набора экономических понятий и ведущих идей радикальной экономической реформы России;
- умение подходить с экономическими мерками к вопросам организации труда;
- проявление бережного отношения к общественному и индивидуальному достоянию;
- осознание нравственно-трудового долга и ответственности перед обществом за состояние и развитие народного хозяйства.