Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Эколого-развивающая среда как условие формирования экологически направленной детской деятельности

Сущность эколого-развивающей среды обучения

Определение 1

Эколого-развивающая среда – это развивающая предметная среда, которую можно использовать в познавательных и оздоровительных целях, чтобы развивать у детей навыки трудовой деятельности и общения с природой, формировать у них экологические знания.

В детском саду эколого-развивающая среда помогает:

  • развивать познавательную и эколого-эстетическую сферу ребенка;
  • оздоравливать детей;
  • формировать нравственные качества;
  • формировать экологически грамотное поведение.

При создании эколого-развивающей среды, следует учитывать сезон этапа обучения. Например, осенью целесообразно украсить помещение букетами осенних цветов и листьями; зимой – снежинками и ёлкой и пр.

Эколого-развивающая среда состоит из следующих компонентов:

  • экологического уголка в группе;
  • экологической комнаты;
  • зимнего сада и живого уголка;
  • мини-лаборатории;
  • библиотеки;
  • экологической тропинки на территории ДОУ;
  • музея природы родного края;
  • площадок для организации экологических праздников и игр;
  • различных пород деревьев и кустарников во дворе ДОУ;
  • огорода, цветника.

Уголок природы

Уголок природы – обязательный элемент каждой возрастной группы, представляющий собой место постоянного общения ребенка с растениями и животными, вносящий разнообразие в жизнь детей. В природном уголке дети проводят интересные наблюдения за природными объектами, заботятся о них. В результате у детей отмечается формирование правильных представлений о мире природы, воспитывается бережное и заботливое отношение к растениям и животным, ответственность за них.

Все, что находится в уголке природы должно быть ярким, красочным, привлекательным эмоционально, доступным для детей. Могут использоваться комнатные растения, предназначенные для выработки навыка ухаживать за растениями. Растения могут быть сгруппированы по климатическим зонам. Дети ознакомятся со специфическими потребностями растений разных климатических зон, учатся искать существенные признаки их приспособления к жизни и определяют, как за ними ухаживать.

«Эколого-развивающая среда как условие формирования экологически направленной детской деятельности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Помимо постоянных растений в уголке природы могут быть размещены временные объекты природы, например, мини-огород на подоконнике с чесноком, луком, петрушкой, огурцами и другими культурами, которые могут выращиваться в холодное время года.

Коллекции

Коллекции знакомят детей с разными объектами природы, развивают у них навыки классификации объектов в соответствии с разными признаками, сенсорные навыки. Коллекционный материал выступает наглядным пособием и должен быть доступен детям. Собирая образцы, необходимо учитывать ряд аспектов:

  • доступность – камни, семена, листья, побеги, песок и глина, почвы, речные и морские раковины и пр.;
  • разнообразие экспонатов;
  • краеведческий аспект – местные материалы должны быть основой, базовым ядром коллекций;
  • страноведческий аспект – любой привезенный объект может выступать в качестве основы беседы о странах, природе, обычаях и народах, населяющих Землю;
  • природоохранный аспект – плоские, без цвета, запаха и формы растения из гербария либо наколотые на булавки неподвижные насекомые не могут вызывать у детей положительных эмоций и стремления к бережному отношению к природным объектам;
  • безопасность.

Экологическая комната

Экологическая комната необходима для проведения эколого-природоведческих организованных занятий с детьми. В экологической комнате можно собрать все необходимые иллюстрации, макеты, плакаты, карты, схемы, модели, игры и прочие материалы, способствующие развития у детей системы представлений не только о природе родного края, но и взаимодействии человека с природным миром, о его позитивном воздействии на природное окружение с целью сохранения и преумножения природного достояния.

В зависимости от размера комната может быть подразделена на несколько функциональных зон:

  • зона обучения – стол для педагога и маленькие столы для детей;
  • зона коллекций – предназначена для знакомства детей с разными природными объектами, развитие у них навыков классифицировать объекты в соответствии с разными признаками, сенсорные навыки;
  • зона релаксации – уголок с различными комнатными растениями, аквариумом, альпийской горкой, фонтанчиком. Необходима, чтобы дети отдыхали, играли самостоятельно и вырабатывали навык ухаживать за растениями;
  • зона библиотеки – включает различные красочные книги и энциклопедии, периодические издания. Здесь же могут находиться куклы – сказочные персонажи, используемые на занятиях по экологии, а также глобусы и детские атласы.

Зимний сад и живой уголок

В зимнем саду можно разместить не только растения, которые предусматривает программа, чтобы знакомить детей дошкольников с ними, но и экзотические растения, позволяющие детям продемонстрировать многообразный мир растений, их общие и отличительные черты.

Растения и животные живого уголка и зимнего сада должны подбираться по следующим принципам:

  • краеведческий – собраны объекты родного края;
  • географический – содержит животных и растений разных стран и континентов;
  • биологический – включает растений разных жизненных форм – деревья, кустарники, травы, лианы;
  • природоохранный – декоративные животные и комнатные растений, обитающие в России в домах, но на родине их охраняют.

Лаборатория

Мини-лабораторию создают, чтобы дети могли экспериментировать. Здесь могут проводиться опыты над разными объектами живой и неживой природы, наглядно демонстрироваться свойства и качества материалов. Работа в таких лабораториях дает возможность с раннего возраста детям самостоятельно проводить эксперименты, учиться обобщению данных, формулированию выводов.

Опыты в такой лаборатории подразумевают использование луп, пластиковых прозрачных банок, микроскопов, барометров, термометров, песочных часов, бинокля, комплексов для игр с водой.

Дата последнего обновления статьи: 01.11.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot