Что такое экологическое воспитание
Современны мир представляет собой высокоразвитую технологическую систему. В мире работает огромное количество предприятий, широко используются новейшие технологии. Сегодня люди очень озабочены технологическим и индустриальным прогрессом, мало кто задумывается об экологической составляющей вопроса. Но наша природа не имеет безграничного запаса прочности.
Вырубленные деревья вырастают достаточно долго, вода и почва не могут справится с тем огромным потоком загрязнения, который ежедневно они вынуждены в себя принимать, состояние атмосферы так же оставляет желать лучшего. Но каждый человек может внести хотя бы небольшую долю в улучшение экологической ситуации на нашем планете. Прежде всего нужно начать с самого себя, не мусорить на улице, убирать мусор за собой после пикников на природе, осторожно обходиться с огнем в лесу, не загрязнять водоемы и многое другое. Всему этому способствует экологическое воспитание населения.
Под понятием «экологическое воспитание» понимают систему морально-этических норм, ценностей которыми должен обладать человек для того, чтобы бережно относиться к окружающей его природе и к другим людям. Экологическое воспитание ставит перед собой цель познакомить человека с предметами и явлениями природы, рассказать о том, как они связаны между собой и какое влияние оказывают на жизнь человека, научить правильно относится к природе и людям.
Влияние человека на природу всегда имело место быть. Наибольшее вмешательство человека в природную экосистему началось с развитием индустриализации. Первоначально человек не задумывался над тем, что его действия могут наносить урон окружающему миру, но в 20 веке этот вопрос встал особенно остро. С этого момента люди стали задумываться над необходимостью экологического воспитания населения.
Экологическое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания. Эти две категории постоянно взаимодействуют и практически не могут существовать отдельно друг от друга. Экологическое воспитание формируется в два этапа:
- экологическое сознание
- экологическое поведение
Экологическое воспитание – комплексный процесс, имеющий ряд определенных особенностей:
- поэтапность
- длительность
- комплексность
- неравномерность
- активность
Важность экологического воспитания населения
В современном мире экологическое воспитание и экологическое образование играют крайне важную роль. Сегодня наша реальность кардинально отличается от того что видел вокруг себя человек несколько веков назад. Экологический кризис – это то с чем человечество сталкивается в наше время.
Именно поэтому экологическое воспитание сегодня является крайне актуальным и важным. Экологическое воспитание создано для того, чтобы у населения формировалось правильное экологическое сознание. Экологическое воспитание имеет междисциплинарной характер, то есть реализовывается в рамках различных наук.
Экологическое воспитание помогает людям осознать, что именно они несут ответственность за все, что происходит на нашей планете, что именно мы можем помочь сохранить богатство нашей природы.
Основные цели и задачи экологического воспитания населения
Основная цель экологического воспитания – прививание ответственного отношения к окружающей природе. Но экологическое воспитание это не только заботливое отношение природе, но и отношение людей друг с другом, а также отношения внутри научной, политической художественной и этической сфер.
Для того что бы основная цель экологического воспитания осуществилась, необходима реализация его основных задач. Во-первых, у человека должна быть сформирована система знаний об окружающей среде, ее актуальных проблемах, и способах разрешения этих проблем. Следующая задача заключается в реализации воспитательных принципов, то есть у человека должны быть сформированы потребности и привычки правильного экологического поведения, человек должен понимать почему не следует бросать мусор на улице, сортировать отходы, правильно вести себя в лесу и осознано применять принципы экологического поведения в жизни. Третья основная задача экологического воспитания населения включает развитие умений, благодаря которым человек сможет самостоятельно изучать, оценивать и улучшать состояние окружающей среды, вести пропаганду бережного отношения к окружающему миру.
Методы и формы экологического воспитания населения
Основные методы и формы экологического воспитании включают в себя:
- игровую деятельность
- метод наблюдения
- метод дискуссий
- праздники, посвящённые природе и тематические дни
- прогулки и экскурсии
- игра-путешествие
- дидактические игры
Во время игровой деятельности человек учится чему-то новому. Игры могут применяться не только среди детей, но и среди взрослых. Некоторые педагоги даже утверждают, что на взрослых обучающая игровая деятельность оказывает не меньший положительный эффект, чем на детей. Игры созданы для того, чтобы показать человеку модель поведения в определенных ситуациях, как выходить из проблемных ситуация и разрешать конфликты.
Для детей, так как они только знакомятся с окружающим миром, большое значение имеет метод наблюдения. Дети смотрят, слушают, трогают природные объекты, знакомятся с окружающим миром, формируют к нему отношение.
Благодаря методу дискуссий люди способны находить решение в спорных ситуациях. В ходе дискуссий люди приходят к определённому решению проблемных вопросов. В ходе беседы участники высказывают свое мнение о сложившейся проблеме.
Особый интерес как для детей, так и для взрослых представляют различные праздники и тематические дни, например, «День леса», «Праздник осени», «День Нептуна» и др. Суть праздника сводится к формированию активной жизненной позиции, ответственности за окружающую природу, всестороннему развитию участников мероприятия (как взрослых, так и детей). Всякое мероприятие, посвящённое природе, должно доносить до его участников основную идею экологического воспитании – «охрана природы – всеобщая ответственность».