Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Формирование экологического сознания и экологического образования

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Экология / Экопсихология и экологическое образование / Формирование экологического сознания и экологического образования
Формирование экологического сознания и экологического образования

Экологическое сознание

Признаками становления экологического сознания являются следующие:

  • глобальность,
  • понимание неразрывной связи социума с миром природы,
  • практическая направленность действий по сохранению целостности и неизменности природной среды,
  • опора на научное знание, соединение ее с ценностями гуманистического порядка.

Выделяют четыре направления, по которым происходит становление экологического сознания.

  1. Первое из них – научное, выражающееся в желании применить на практике полученные знания о природных связях, о взаимодействии человека и природы без ущербы для окружающей природной среды.
  2. Второе направление – экономическое, заключающееся в понимании невыгодных экономических последствий производственной деятельности, нарушающей целостность природы.
  3. Третье направление – культурное, заключающееся в активном желании сохранить природу как элемент культурной среды.
  4. Политическое направление экологического сознания как формы общественного сознания выражается в стремлении создать условия, которые бы находились в соответствии с человеческим достоинством.

То есть, по большому счету, экологическое сознание имеет целью переориентировать мировоззрение людей на достижение оптимального состояния системы «общество – природа».

Замечание 1

Экологическое сознание проявляет себя через экологические ситуации, социально-экологические отношения, социально-экологическую деятельность.

Рациональный (экологические знания), чувственно-эмоциональный (оценка экологической ситуации) и поведенческо-волевой (экологическое поведение) – эти три самостоятельных компонента входят в структуру экологического сознания.

Чтобы в масштабах нации сформировать экологическое сознание, нужно задействовать законы, которые сделают выгодными экологически чистые предприятия, а также общественное мнение и экологическое воспитание и образование, начиная с раннего возраста.

Экологическое сознание с точки зрения феномена массового сознания может быть чувственным, рациональным либо иррациональным, может выражаться высокой, низкой либо средней степенью озабоченности экологической ситуацией, иметь активную либо пассивную направленность.

Главная функция экологического сознания – регулирование соответствующего поведения, направленного на грамотный контакт с природой. Формироваться экологическое сознание (отношения к природе, к другим людям и к самому себе) может разными путями, но главными и обязательными являются экологическое образование и экологическое воспитание.

Экологическое сознание выступает основой экологической политики государства.

Экологическое образование

Экологическое образование как непрерывный процесс обучения должно сформировать общую экологическую культуру, дав знания об экологических закономерностях и возможность приобретения навыков природоохранной деятельности.

Замечание 2

Экологическое образование включает в себя обучение, воспитание и самообразование.

Система экологического образования населения должна носить непрерывный характер. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» является основополагающим документом, устанавливающим систему организации и развития сферы экологического образования, воспитания и формирования экологической культуры населения. Граждане обязаны сохранять окружающую среду, и имеют право получить экологическое образование. В сферу деятельности органов государственной власти входит обеспечение гражданам таких возможностей путем доступных образовательных услуг, образовательных стандартов, экологического образовательного минимума, то есть базового набора знаний и навыков, и многосторонней (материальной, организационной и информационной) поддержки программ экологического образования.

Замечание 3

Экологическое образование в средней, профессиональной и высшей школе должно дать необходимый уровень экологических знаний, умений, навыков, почерпнутых из «Экологии» как научной дисциплины, а также проецировать экологические аспекты на содержание биологии, географии и других специальных дисциплин.

Учебные заведения (при государственном и общественном контроле) несут ответственность за соблюдение государственных стандартов, образовательных программ и учебных пособий в области экологического образования.

Ограниченное предложение
Введите email чтобы зафиксировать скидку
300 ₽
На любой первый заказ в Автор24