Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Ведомственный и производственный экологический контроль

  • 👀 795 просмотров
  • 📌 718 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Ведомственный и производственный экологический контроль
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Ведомственный и производственный экологический контроль» docx
Вопросы к семинару 11 по теме «Ведомственный и производственный экологический контроль» 1. Сущность ведомственного экологического контроля. 2. Сфера и содержание производственного экологического контроля. 3. Федеральный закон: «О радиационной безопасности населения. 4. Права должностных лиц, осуществляющих производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности. 5. Чем достигается эффективность ведомственного и производственного экологического контроля. 6. Задачи производственного экологического контроля. 1. Сущность ведомственного экологического контроля. Сущность ведомственного экологического контроля заключается в основном в обеспечении центральными органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ выполнения правовых требований по рациональному природопользованию и охране окружающей среды подведомственными объектами. Такими объектами являются государственные учреждения, организации и предприятия, находящиеся в подчинении вышестоящих органов. Обратим внимание на то, что ведомственный контроль осуществляется государственными органами, но он не является частью рассмотренного выше государственного экологического контроля. Различие между ними прежде всего в сфере осуществления: ведомственный контроль ограничивается отраслевой сферой, государственный контроль носит надведомственный характер. Другое существенное отличие в том, что объекты надведомственного контроля не находятся в подчинении контролирующих органов. На вопрос о том, осуществляется ли ведомственный контроль только государственными органами, либо он может проводиться также негосударственными структурами федерального или территориального уровня, имеющими в своем ведении объекты, являющиеся субъектами права окружающей среды, ответ может быть положительным. Такие структуры также заинтересованы, прежде всего экономически, в поддержании экологического правопорядка на подведомственных объектах, так как несоблюдение экологических требований будет влиять на экономические результаты их деятельности и прибыль. Содержание ведомственного контроля определяется рядом факторов: а) спецификой отрасли; б) экологически значимыми задачами, стоящими перед отраслью в целом и подведомственными объектами и в) конкретными правами и обязанностями подразделений и лиц, осуществляющих ведомственный контроль. 2. Сфера и содержание производственного экологического контроля. Сферой производственного экологического контроля служит производственно-хозяйственная деятельность предприятий и иных хозяйствующих субъектов. Важность его проведения и высокой эффективности обусловлена тем, что предприятия являются основной категорией природопользователей. Преимущественно им адресованы правовые требования, касающиеся обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий. Содержание производственного контроля зависит прежде всего от специфики предприятия. Экологический контроль проводит руководитель предприятия, руководители функциональных служб (главного инженера, энергетика, технолога, механика и др.) и производственных подразделений. Потенциально наиболее полезным может быть контроль, осуществляемый экологическими службами. Правда, в целях экономии и в силу недооценки важности данного направления экологические службы на предприятиях часто отсутствуют. С учетом важности производственного экологического контроля и в целях повышения его эффективности Федеральным законом "Об охране окружающей среды" установлена обязанность субъектов хозяйственной и иной деятельности предоставить сведения об организации производственного экологического контроля в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие соответственно государственный и муниципальный контроль (ст. 67). 3. Федеральный закон: «О радиационной безопасности населения. Правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья определяются Федеральным законом от 9 января 1996 г. № З-ФЗ «О радиационной безопасности населения». Радиационная безопасность населения — состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения, которое создается при радиоактивном распаде, ядерных превращениях, торможении заряженных частиц в веществе и образует при взаимодействии со средой ионы разных знаков. Основными принципами обеспечения радиационной безопасности являются: • принципы нормирования — непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения; • принципы обоснования — запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением; • принципы оптимизации — поддержание на возможно низком и достижимом уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения. При радиационной аварии система радиационной безопасности населения основывается на следующих принципах: • предполагаемые мероприятия при ликвидации последствий радиационной аварии должны приносить больше пользы, чем вреда; • виды и масштаб деятельности по ликвидации последствий радиационной аварии должны быть реализованы таким образом, чтобы польза от снижения дозы ионизирующего излучения была максимальной. Радиационная безопасность обеспечивается: • проведением комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, медико-про- филакгического, воспитательного и образовательного характера; • осуществлением органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими юридическими лицами и гражданами мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в области радиационной безопасности; • информированием населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности; • обучением населения в области обеспечения радиационной безопасности. Государственное управление в области радиационной безопасности осуществляется Правительством Российской Федерации, специально уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 Федеральная служба по технологическому надзору и Федеральная служба по атомному надзору преобразованы в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, руководство которой осуществляет Правительство РФ. В соответствии с законом граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на радиационную безопасность. Это право обеспечивается за счет проведения комплекса мероприятий по предотвращению радиационного воздействия на организм человека ионизирующего излучения выше установленных норм, правил и нормативов, выполнения гражданами и организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, требований к обеспечению радиационной безопасности. Граждане и общественные объединения имеют право на получение объективной информации от организации, осуществляющей деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в пределах выполняемых ею функций о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности. Представители общественных объединений имеют право доступа в организации, осуществляющие свою деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации. Граждане, проживающие на территориях, прилегающих к организациям, осуществляющим свою деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в которых существует возможность превышения установленных Федеральным законом основных пределов доз, имеют право на социальную защиту. Порядок предоставления мер социальной защиты устанавливается законом. Граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью и (или) на возмещение причиненных убытков, обусловленных облучением ионизирующим излучением сверх установленных Федеральным законом основных пределов доз, в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае радиационной аварии граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью и (или) на возмещение причиненных им убытков в соответствии с законодательством Российской Федерации. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, обязаны: • соблюдать требования к обеспечению радиационной безопасности; • проводить или принимать участие в реализации мероприятий по обеспечению радиационной безопасности; • выполнять требования федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, надзор и контроль в области радиационной безопасности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению радиационной безопасности. В Федеральном законе, кроме того, рассмотрены следующие вопросы: • полномочия Российской Федерации и субъектов РФ в области обеспечения радиационной безопасности; • государственное управление в области обеспечения радиационной безопасности, государственный надзор и контроль за ее обеспечением; • общие требования к обеспечению радиационной безопасности; • обеспечение радиационной безопасности при радиационной аварии; • ответственность за невыполнение требований к обеспечению радиационной безопасности. 4. Права должностных лиц, осуществляющих производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности. Организации, осуществляющие деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, проводят производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности. Порядок проведения производственного контроля определяется для каждой организации с учетом особенностей и условий выполняемых ею работ и согласовывается с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности. Должностные лица, осуществляющие производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности, вправе приостанавливать проведение работ с источниками ионизирующего излучения при выявлении нарушений санитарно-эпидемиологических требований, правил радиационной безопасности, обязательных требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, сводов правил, правил охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических документов в области обеспечения радиационной безопасности (далее - нормы, правила и нормативы) в соответствующей организации до устранения обнаруженных нарушений. 5. Чем достигается эффективность ведомственного и производственного экологического контроля. Меры по пресечению выявляемых нарушений правовых экологических требований в рамках ведомственного и производственного контроля принимаются уполномоченными должностными лицами. На предприятии это, как правило, руководитель. Эффективность ведомственного и производственного экологического контроля во многом зависит от взаимодействия с органами государственного экологического контроля. Пока такое взаимодействие не развито. Более того, руководители предприятий и экологические службы считают своей задачей защиту интересов предприятия любым путем, в том числе посредством сокрытия фактов нарушения экологического законодательства, представления государственным органам недостоверных сведений, а порой и прямого попустительства правонарушениям. Сотрудничество органов государственного, ведомственного и производственного экологического контроля - важный резерв повышения эффективности природоохранной деятельности на разных уровнях. Инициатива такого сотрудничества может исходить от любого субъекта. Многое в развитии сотрудничества и обеспечении эффективного взаимодействия в данной сфере в силу правового статуса зависит от позиции органов государственного экологического контроля. Важно при этом реализовать не только административные методы, но и методы убеждения, воспитания. 6. Задачи производственного экологического контроля. Главной задачей производственного экологического контроля является проверка: а) выполнения планов и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды; б) соблюдению нормативов предельно допустимых воздействий на природу, установленных предприятию; в) выполнения иных требований законодательства об окружающей среде и др.
«Ведомственный и производственный экологический контроль» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 141 лекция
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot