Биография
Джон Дьюи американский философ и педагог, представлявший направление прагматизм, родился 20 октября 1859 года близ Берлингтона. Воспитывался Дьюи в семье торговца и образование получил в школе Берлингтона. Окончил университет Вермонта и в последствии работал учителем в школе в штате Пенсильвания в течении двух лет. В 1882 году Дьюи поступает в университет в Балтиморе и уже в 1884 году получает степень доктора философии, защитив диссертацию по психологической теории Канта.
В период с 1884 по 1894 годы преподает философию в Мичиганском университете. Далее Дьюи получает предложение занять пост профессора и декана факультета философии, психологии и педагогики Чикагского университета. Именно здесь Дьюи переключился на более практические и специальные проблемы педагогики и философии. Основанные Дьюи школы-лаборатории на базе Чикагского университета стали оказывать заметное влияние на формирование практической педагогики в США. В период с 1904 по 1930 годы Дьюи преподавал в Колумбийском университете и впоследствии занял пост почетного профессора университета. Этот период характеризуется плодотворным писательским творчеством Дьюи. Будучи известным философом и педагогом, Дьюи был приглашен в Китай, Японию, Турцию, Мексику, СССР. На протяжении всей жизни Джон Дьюи занимал активную общественную позицию и принимал участие в многочисленных комитетах и движениях. Умер Джон Дьюи 1 июня 1952 года.
Философия Дьюи
В своих педагогических трудах Дьюи затрагивает не только вопросы воспитания, но и философские вопросы, которые относятся к теории познания. Он высказал мнение о том, что цель образования это есть повышение эффективности социальной деятельности. Познание, согласно теории Дьюи, это не что иное, как средство приспособленности к окружающей среде.
Наша повседневная жизнь строится исключительно на знаниях. Особая роль отводится знаниям философского характера.
Для него философия — «это попытка постижения мира, стремящаяся собрать различные детали окружающей жизни во всеобщее целое».
Дьюи отмечает, что философия является своеобразной формой мышления, которая строится на неуверенности в предметном содержании опыта и стремится эту неуверенность опровергнуть путем проверкой действиями. Образование есть процесс , который подвергается реформации, а не только чувственному поиску, следовательно мы можем сделать вывод, что философия — теория образования как целенаправленно осуществляемая педагогическая практика.
Для упорядочивания мышления необходимо соединить в нем здравый смысл и достижения науки. Идеи есть инструмент для практических действий. Воплощая идеи во что то реальное, необходимо помнить о том, что любая идея нуждается в корректировке и усовершенствовании по мере образования новых проблемных ситуаций. Только в этом случае идеи могут выступать в качестве средства разрешения проблематичных ситуаций. Это и есть суть инструментализма Дьюи.
Согласно теории Дьюи для того, чтобы определиться в мире целей и методов их достижения, необходимо разработать теорию ценностей. Теория ценностей должна быть в состоянии помочь социуму в правильном выборе.
Дьюи был нетерпим к тоталитаризму и утопизму.
Таким образом американский прагматизм сыграл немаловажную роль в рождении практической философии в США.