Возрастные особенности нравственного воспитания детей
Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащиеся получают информацию о духовно-нравственных нормах жизни, создаются условия для усвоения и принятия учащимися базовых национальных ценностей, а также освоения системы общечеловеческих и нравственных ценностей многонационального населения РФ.
Духовно-нравственное развитие детей протекает в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности и формирования способностей человека к оцениванию и сознательному выстраиванию на основании традиционных норм морали и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, государствам и всему миру.
Духовно-нравственное воспитание личности никогда не потеряет своей актуальности, а в современном мире приобретает особое значение. В научной литературе есть информация, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющая роль в ее возникновении отведена трудовой деятельности людей. В отсутствии взаимопомощи и определенного набора обязанностей относительно своего рода, человеку бы не удалось устоять против природы. Мораль является регулятором взаимоотношений между людьми. Основываясь на моральных нормах, люди помогают общественной жизнедеятельности. Общество же в свою очередь, поддерживая и распространяя определенную мораль, помогает формированию личности, соответствующей общественным идеалам.
О нравственности человека можно говорить только в том случае, если он ведет себя нравственно в связи со своими внутренними побуждениями, то есть потребностями, а в качестве контроля использует собственные убеждения и взгляды. Сущность нравственного воспитания заключается в выработке такого рода взглядов и убеждений.
О нравственности человека говорит его поведение, выражающееся в поступках.
Поступок – это какое-либо действие человека, рассматриваемое во взаимосвязи с его целями, мотивами и намерениями.
Нравственная ценность личности заключается в готовности утверждать этические общественные идеалы. Школа – основное звено в системе воспитания молодого поколения. Учебный процесс непосредственно взаимосвязан с духовно-нравственным воспитанием. Период начальной школы является наиболее подходящим для эмоционально-ценностного и духовно-нравственного развития, которое невозможно наверстать и восполнить в последующие годы.
Особенности духовно-нравственного воспитания в начальной школе
Нравственное воспитание – непрерывный процесс, начинающийся с рождения ребенка и протекающий всю его жизнь, имеющий цель направлять людей на овладение ими поведенческими правилами и нормами.
Младший школьный возраст – это период непосредственного нравственного развития детей, изменения их моральной сферы. Игра, как ведущий тип деятельности, в этом возрасте сменяется учебой и выполнением различных школьных обязанностей, создающих благоприятные условия для углубления их нравственного сознания и чувств, а также укрепления их нравственной воли. У младших школьников появляется произвольная, социально направленная мотивация.
Однако младшие школьники еще не способны достаточно полноценно вырабатывать собственные нравственные убеждения. В усвоении того или иного морального требования, младшеклассник все еще базируется на авторитете педагогов, родителей и старших учеников.
Относительной несамостоятельностью морального мышления младшего школьника объясняется его легкая восприимчивость и к положительному, и к отрицательному влиянию. Пример в этом возрасте – сильнейший воспитательный метод.
Воздействие примера базируется на закономерности о том, что явления, которые воспринимаются зрительно, быстро и без труда оседают в сознании, так как не требуется раскодирование или перекодирование, которые необходимы любому речевому воздействию. Пример предоставляет конкретные образцы для подражания, что помогает в формировании сознания, чувств, убеждений, активизировании деятельности. Психологическая основа примера – подражательность, благодаря которой люди овладевают социальным и нравственным опытом.
Младшеклассники часто подражают тем, кто оказал на них сильное впечатление. Чаще всего это смелые, волевые люди, сильные физически, стройные, приятно общающиеся. Ребенок в жизни может встречать не только положительные примеры, но и отрицательные, поэтому следует обращать внимание школьников на негативные стороны жизни и поведения людей, анализировать последствия поступков, делать выводы. Негативный пример способен удержать ребенка от неправильного поступка, сформировать понятие о безнравственности.
Методы духовно-нравственного воспитания
Наиболее распространенными являются следующие формы работы по развитию нравственных понятий:
- беседа – о повседневной жизни и окружающем мире, развивающая в детях наблюдательность ко всему, что происходит вокруг;
- чтение – один из универсальных способов разговора с детьми на духовно-нравственные темы. То, что способен понять и почувствовать ребенок через прочтение произведения, невозможно донести до него никакими словами. Но выбирая произведение, необходимо следить за заложенным в нем смыслом;
- музыка, поэзия, живопись – эти направления необходимы для духовного и интеллектуального развития детей, следует говорить о том, что думали великие творцы о смысле жизни, об их мечтах, что они закладывали в свои произведения;
- сочинение стихов и сказок, художественная деятельность – дети активно откликаются на самостоятельное творчество и с удовольствием раскроют свой внутренний мир через стихи, сказки или рисунки;
- незаконченный рассказ – предполагает зачитывание детям текста, в котором герой должен принять решение, сделать нравственный выбор – нарушить ему нравственную норму и поступить в соответствии с ней. Ребенок в продолжение рассказа обосновывает свое решение;
вопросы – ученики должны дать ответ на ряд вопросов, отражающих знание нравственных норм, ценностей и правил поведение. Например,
- Что такое ответственность?
- Как ведет себя ответственный человек?
- Что такое милосердие?
- Как ведет себя безответственный человек?
Дети учатся в игре. В процессе игровой деятельности ребенок может выучить столько, сколько не сможет выучить за час простого изучения. Чаще всего игры учат внешним правилам общения и этикета, также ребенок может ознакомиться с понятием нравственности и безнравственности. В игре отражаются индивидуальные особенности и способности выстраивать взаимоотношения с окружающим миром. Посредством игр педагог может формировать характер учащихся, корректировать их поведение и фиксировать определенные закономерности.