Логопедическая помощь детям дошкольного возраста
Дети дошкольного возраста, имеющие нарушения речи, могут получить коррекционно-педагогическую помощь в специальных учреждениях:
- ясли-сад для детей с речевыми нарушениями;
- детский сад компенсирующего типа;
- группы для детей с нарушениями речи в общих детских садах;
- государственные образовательные учреждения для детей с речевыми патологиями;
- логопедические пункты в детских садах общеразвивающего вида.
В ДОУ компенсирующего или комбинированного типа осуществляют дифференцированное обучение и воспитание детей, имеющих разные формы речевых нарушений, с сохранным слухом и интеллектом, учитывая их возраст.
К основным задачам работы с детьми в логопедических группах ДОУ относят задачи:
- корректировать речевые нарушения;
- готовить воспитанников к обучению в общеобразовательной школе, если у детей тяжелые нарушения речи – в специальных школах.
Типовое положение определяет профиль специальной логопедической группы. Детей с ОНР принимают в логопедические группы с 5-ти лет на 2 года обучения. Размер групп не превышает 12 человек. Группы работают по программам Филичевой Т.Б. и Чиркиной Г.В.
Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием направляются в старшую или подготовительную группу, сроком на 1 год. При необходимости коррекционное обучение может быть пройдено повторно. Численность детей в руппе не превышают 14 человек. Программу коррекционного обучения подготовительной группы разработал Каше Г.А., а старшей группы – Филичева Т.Б. и Чиркина Г.В.
Дети с заиканием обучаются в специализированных группах детей 2-3-х лет, в группах не более 10 человек. Группы могут быть разновозрастными. Работу ведут по программе, разработанной Мироновой С.А. и методике преодоления заикания Чевелевой Н.А. Данной методикой предполагается сопровождение ребенком речью каждого своего предметно-практического действия, в связи с чем, обучение строят на лепке, аппликации, рисовании, конструировании.
Направления обучения детей с нарушениями речи
Обучение детей-дошкольников с речевыми нарушениями в специальных детских садах состоит из традиционных для дошкольников разделов и направлений воспитания:
- игры;
- труда;
- физического и музыкального воспитания;
- развития элементарных математических представлений;
- ознакомления с окружающей действительностью;
- изобразительной деятельностью и конструированием.
Развитие речи – это специальный раздел, который посвящен содержанию коррекционно-развивающей работы с детьми, направленной на формирование каждого компонента языковой системы, а также на развитие познавательных способностей, внимания, мышления и памяти.
В любой программе коррекционного обучения реализуют следующие задачи речевого развития:
- структурные – формировать разные структурные уровни системы языка (фонетический, лексический, грамматический);
- функциональные – формировать навыки овладения речью в процессе общения, то есть обмена информацией и переживаниями;
- когнитивные – формировать осознание языка и речи, с последовательным усложнением интеллектуально-речевых действий на основании усложнения мотивации и соотнесения мотива с результатом.
В современных логопедических методиках наиболее эффективным считают коммуникативно-деятельностный подход, который предполагает: взаимосвязанное обучение разным типам речевой деятельности, ситуативно-тематической организации языкового материала с опорой на высказывание и текст в качестве основных единиц языковой системы, подчиненности речевых навыков развитию коммуникативных умений.
Обычно используют микс словесных, наглядных и игровых методических приемов речевого развития. Особенно обширно используют словесные приемы: речевые образцы, повторное проговаривание и объяснение, оценку детской речи, вопросы.
К основным особенностям познавательной сферы детей с нарушениями речи относят:
- недостаточную сформированность и устойчивость внимания;
- слабое развитие моторики;
- трудности ориентировки в пространстве.
Без целенаправленной коррекционной работы речевые трудности детей позже могут стать более выраженными и привести к полному отсутствию интереса детей к обучению, снижению объема памяти, ошибкам при запоминании, трудностям в процессе овладения письмом, дислексии, плохому формированию счетных операций, слабому овладению грамматикой.
Чтобы обеспечить нормальное развитие детей, программа обучения включает комплекс заданий, направленный на развитие когнитивных процессов, к которым относят память, внимание, мышление, воображение и предпосылки их нормального развития.
Программы предусматривают развитие мелкой моторики, зрительно-пространственного и слухового гнозиса, познавательной активности и мотивационной сферы.
Одна из наиболее распространенных форм организации логопедической помощи детям-дошкольникам сегодня – логопункты. Несмотря на то, что на сегодняшний день отсутствуют нормативные федеральные документы. Разработано положение об организации работы учителя логопеда в условиях детского сада, не имеющего в своей структуре специализированных групп в Москве и Московской области, в соответствии с которым помощь могут получать дети с ФФН или с нарушением произношения отдельных звуков. Детей в такие группы зачисляют через ПМПК, число учеников логопункта составляет не менее 25 человек в год. Работу по коррекции речи производят 5 раз в неделю, в рамках индивидуальных или подгрупповых занятий. Состав детей может варьировать.