Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Дошкольные образовательные учреждения и группы детей с нарушениями речи

Логопедическая помощь детям дошкольного возраста

Дети дошкольного возраста, имеющие нарушения речи, могут получить коррекционно-педагогическую помощь в специальных учреждениях:

  • ясли-сад для детей с речевыми нарушениями;
  • детский сад компенсирующего типа;
  • группы для детей с нарушениями речи в общих детских садах;
  • государственные образовательные учреждения для детей с речевыми патологиями;
  • логопедические пункты в детских садах общеразвивающего вида.

В ДОУ компенсирующего или комбинированного типа осуществляют дифференцированное обучение и воспитание детей, имеющих разные формы речевых нарушений, с сохранным слухом и интеллектом, учитывая их возраст.

К основным задачам работы с детьми в логопедических группах ДОУ относят задачи:

  • корректировать речевые нарушения;
  • готовить воспитанников к обучению в общеобразовательной школе, если у детей тяжелые нарушения речи – в специальных школах.

Типовое положение определяет профиль специальной логопедической группы. Детей с ОНР принимают в логопедические группы с 5-ти лет на 2 года обучения. Размер групп не превышает 12 человек. Группы работают по программам Филичевой Т.Б. и Чиркиной Г.В.

Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием направляются в старшую или подготовительную группу, сроком на 1 год. При необходимости коррекционное обучение может быть пройдено повторно. Численность детей в руппе не превышают 14 человек. Программу коррекционного обучения подготовительной группы разработал Каше Г.А., а старшей группы – Филичева Т.Б. и Чиркина Г.В.

Дети с заиканием обучаются в специализированных группах детей 2-3-х лет, в группах не более 10 человек. Группы могут быть разновозрастными. Работу ведут по программе, разработанной Мироновой С.А. и методике преодоления заикания Чевелевой Н.А. Данной методикой предполагается сопровождение ребенком речью каждого своего предметно-практического действия, в связи с чем, обучение строят на лепке, аппликации, рисовании, конструировании.

«Дошкольные образовательные учреждения и группы детей с нарушениями речи» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Направления обучения детей с нарушениями речи

Обучение детей-дошкольников с речевыми нарушениями в специальных детских садах состоит из традиционных для дошкольников разделов и направлений воспитания:

  • игры;
  • труда;
  • физического и музыкального воспитания;
  • развития элементарных математических представлений;
  • ознакомления с окружающей действительностью;
  • изобразительной деятельностью и конструированием.
Определение 1

Развитие речи – это специальный раздел, который посвящен содержанию коррекционно-развивающей работы с детьми, направленной на формирование каждого компонента языковой системы, а также на развитие познавательных способностей, внимания, мышления и памяти.

В любой программе коррекционного обучения реализуют следующие задачи речевого развития:

  • структурные – формировать разные структурные уровни системы языка (фонетический, лексический, грамматический);
  • функциональные – формировать навыки овладения речью в процессе общения, то есть обмена информацией и переживаниями;
  • когнитивные – формировать осознание языка и речи, с последовательным усложнением интеллектуально-речевых действий на основании усложнения мотивации и соотнесения мотива с результатом.

В современных логопедических методиках наиболее эффективным считают коммуникативно-деятельностный подход, который предполагает: взаимосвязанное обучение разным типам речевой деятельности, ситуативно-тематической организации языкового материала с опорой на высказывание и текст в качестве основных единиц языковой системы, подчиненности речевых навыков развитию коммуникативных умений.

Обычно используют микс словесных, наглядных и игровых методических приемов речевого развития. Особенно обширно используют словесные приемы: речевые образцы, повторное проговаривание и объяснение, оценку детской речи, вопросы.

К основным особенностям познавательной сферы детей с нарушениями речи относят:

  • недостаточную сформированность и устойчивость внимания;
  • слабое развитие моторики;
  • трудности ориентировки в пространстве.

Без целенаправленной коррекционной работы речевые трудности детей позже могут стать более выраженными и привести к полному отсутствию интереса детей к обучению, снижению объема памяти, ошибкам при запоминании, трудностям в процессе овладения письмом, дислексии, плохому формированию счетных операций, слабому овладению грамматикой.

Чтобы обеспечить нормальное развитие детей, программа обучения включает комплекс заданий, направленный на развитие когнитивных процессов, к которым относят память, внимание, мышление, воображение и предпосылки их нормального развития.

Программы предусматривают развитие мелкой моторики, зрительно-пространственного и слухового гнозиса, познавательной активности и мотивационной сферы.

Одна из наиболее распространенных форм организации логопедической помощи детям-дошкольникам сегодня – логопункты. Несмотря на то, что на сегодняшний день отсутствуют нормативные федеральные документы. Разработано положение об организации работы учителя логопеда в условиях детского сада, не имеющего в своей структуре специализированных групп в Москве и Московской области, в соответствии с которым помощь могут получать дети с ФФН или с нарушением произношения отдельных звуков. Детей в такие группы зачисляют через ПМПК, число учеников логопункта составляет не менее 25 человек в год. Работу по коррекции речи производят 5 раз в неделю, в рамках индивидуальных или подгрупповых занятий. Состав детей может варьировать.

Дата последнего обновления статьи: 28.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot