Производственная практика
Прохождение производственной практики – обязательная часть процесса подготовки студента к осуществлению профессиональной деятельности, поэтому начиная со второго курса студентов направляют на практику в школы, сначала для общего ознакомления с работой образовательных учреждений.
Основной вид документации, оформляемой в ходе практике – дневник психолого-педагогических наблюдений. Дневник – это основной рабочий документ студента-практикантов.
Ведение дневника помогает студентам осмыслить свою практическую работу во время прохождения педагогической практики. В нем содержится план педагогической деятельности студента, деятельность учеников и всего детского коллектива, раскрывается методическая сущность проводимых занятий, анализируется каждый проведенный в школе день, а также каждая отдельная педагогическая ситуация, формулируются выводы и обобщения, намечаются педагогические перспективы.
В дневнике необходимо отражать всю учебную, воспитательную и методическую работу студента во время прохождения им педагогической практики. В нем должны быть записаны личные впечатления, собственное отношение ко всему, что студент наблюдает.
Дневник должен быть всегда при себе, чтобы совершать систематические записи на протяжении всего рабочего дня. Дневник заполняют каждый день, составляя небольшой отчет по каждому дню практики, описывая наиболее значимые ступени проведенной работы. Записи должны делаться аккуратно и грамотно.
Учебная и производственная практика
Учебные и производственные практики проводят во время освоения студентом профессионального модуля. Обычно на учебную и производственную практику отводятся 8 недель, которые делятся следующим образом:
Учебная практика – 2 недели, или 72 часа:
- практика по МДК 01.02. – Организация мероприятий по укреплению здоровья детей и его физическому развитию – 36 часов (1 неделя);
- практика по МДК 02.02. – Организация разнообразных типов деятельности и общения детей – 36 часов (1 неделя).
Учебная практика проводится концентрированно, на 2 курсе проходит практика, посвященная введению в специальность.
Производственная практика – 6 недель:
- На 2 курсе – психолого-педагогическая;
На 3 курсе – производственная практика по профилю специальности:
- ПМ.01 – организация мероприятий по укреплению здоровья детей и его физическому развитию – 3 недели;
- ПМ.02 – организация разнообразных видов деятельности и общения детей – 3 недели;
- ПМ.03 – организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования – 3 недели;
- ПМ.04 – работа с родителями и сотрудниками образовательных учреждений – 3 недели;
- ПМ.05 – методическое обеспечение образовательной деятельности – 3 недели.
Производственную практику по профилю специальности проводят рассредоточено в период с 4 по 8 семестр обучения включительно, обязательно сохраняя в рамках учебного года объем часов, установленный учебным планом для теоретической подготовки.
Производственная преддипломная практика
Производственную практику объемом 4 недели проводят на выпускном курсе после того, как завершена теоретическая и практическая подготовка.
В процессе практики в дневник каждый день фиксируются краткие сведения о той работе, что была проведена в течение дня. Записи о выполненной работе должны быть заверены подписью руководителя практики. Позже ведение таких записей значительно облегчит для студента составление отчета относительно прохождения практики.
В дневнике практики заполняют следующие разделы:
- база и руководители практики;
- характеристика класса – уровень успеваемости и воспитанности;
- список учеников класса по форме последней страницы классного журнала;
- план посадки учеников в классном кабинете;
- расписание уроков;
- расписание звонков;
- индивидуальный план работы, составленный на время педагогической практики;
- ежедневная работа студента в школе;
- отчет, состоящий из предложений по совершенствованию работы школы.
Позже дневник наблюдений прикладывают к отчету по практике. Дневник может в качестве приложений содержать фото и видеоматериалы. Каждый студент в дневнике заполняет отчет, в котором записывает собственные впечатления, результаты наблюдений, высказывает пожелания по организации педагогической практики. Педагогический дневник также является средством связи теории и практики. На учебных занятиях по педагогике и психологии используют результаты наблюдений, сделанных в школе, анализируют интересный педагогический опыт, обсуждают сложные педагогические ситуации. Дневник студента-практика – средство педагогического самообразования и самовоспитания будущего педагога.
Основные положения организации учебной практики
Цели учебной практики:
- изучить особенности функционирования образовательного учреждения, нормативно-правовые документы, которыми регулируется его деятельность;
- закрепить теоретические знания, которые были получены во время изучения курса педагогики и психологии;
- изучить организационно-педагогические условия осуществления учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения;
- познакомить с особенностями и содержанием деятельности учителя начальных классов в образовательном учреждении.
Задачи учебной практики:
- изучить современное состояние учебно-воспитательной работы образовательного учреждения;
- развить педагогическое сознание и профессионально значимые качества личности;
- выработать наблюдательность и основы владения методом наблюдения;
- развивать профессиональный интерес в воспитательной работе с детьми;
- сформировать глубокое понимание единства учебных и воспитательных задач, которые должны быть разрешены учителем;
- ознакомить с функциями учителя и особенностями учебно-воспитательной деятельности в школе;
- сформировать навыки проведения воспитательных мероприятий с детьми.