Назначение дневника педагогической практики
Дневник педагогической практики – это отчетный документ, подтверждающий прохождение студентом практической педагогической деятельности в образовательном заведении.
Данный дневник отражает ежедневную деятельность студента. В него вносятся все мероприятия, процессы, в которых участвовал студент в течение дня. На основании дневники составляется отчет по практике.
Необходимость ведения дневника в ходе прохождения педагогической практики обуславливается следующими положениями:
- Отчетная документация. Дневник является документом, который подтверждает прохождение студентом практики в учебном заведении т.е. он фиксирует посещение студентом занятий, участие в различных педагогических процессах и мероприятиях.
- Отражение в дневнике итогов наблюдений студентом за реализацией реального педагогического процесса на том или ином уровне образования. В дневнике отражаются наблюдения студента и особенности его восприятия того или иного педагогического процесса. Студент записывает свои наблюдения и свой взгляд на педагогические реалии.
- Проведение студентом анализа педагогической деятельности, различных процессов и явлений.
- Отражение в дневнике данных, необходимых для выполнения индивидуального задания по практике.
- Отражение в дневнике психолого-педагогических характеристик коллектива учащихся и различных явлений, возникающих на уроке.
- Дневник по практике является основой составления отчета по педагогической практике. Данные дневника помогают в анализе педагогического процесса и выполнении практического задания.
Структура дневника педагогической практики
Существует установленный шаблон оформления дневника педагогической практики. Он утверждается ФГОС и включает в свой состав следующие разделы:
- Титульный лист. На нем прописывается название документа.
- Вступление. Оно содержит информацию о студенте: ФИО, курс обучения, специальность, период прохождения и место практики. Здесь же, может быть отражено ее целевое назначение и задание, которое дается индивидуально каждому студенту.
- Отчетная таблица. Она отражает ежедневную деятельность студента. Таблица состоит из трех граф: дата/день недели - мероприятия/процессы-примечания/оценки. Студент записывает свои ежедневные действия и оценивает успехи и достижения т.е. оценивает освоенные знания и навыки практической педагогической деятельности, делает прогнозы дальнейшего развития, а также выявляет собственные недоработки по конкретному направлению. В данной колонке, также, ставится оценка руководителя практики. Он характеризует деятельность студента, говорит об его успехах и неудачах, дает советы и рекомендации.
- Выводы по практической педагогической деятельности. Здесь формулируются выводы о полученных практических педагогических навыках, а также прописываются те стороны педагогической деятельности, которые не были изучены по разным причинам: нехватка времени, отсутствие ресурсов и т.д. Обязательно указываются все практические навыки, которые были освоены студентом и те, которые он стремится совершенствовать в своей дальнейшей профессиональной деятельности.
Последний раздел дневника не является обязательным, т.е. он не утверждается Министерством образования, но является требованием большинства вузов. Поэтому, студенты записывают в дневник выводы по пройденной практике.
В отчетной таблице не дается детального пояснения каждого мероприятия. Достаточно краткого изложения. Важно, оценить совершенное действие: успешность использованного метода обучения, возможность применения методов и средств в других направлениях педагогической работы, актуальность изученного материала и т.д.
Требования к составлению дневника педагогической практики
Дневник педагогической практики заполняется на основе соблюдения следующих требований:
- Обязательное заполнение информационного раздела. В него входят сведения об учебном заведении, в котором обучается студент и учебном заведении, в котором он проходит практику, личные данные, место и время прохождения практики, ФИО руководителя практики.
- Составление плана практической деятельности студента. После ознакомления с работой учебного заведения, студент составляет план своей профессиональной педагогической деятельности. В этом ему помогает руководитель практики. План вносится в дневник практики.
- Своевременное заполнение дневника. Данные о проделанной работе, об участие в различных педагогических процессах и мероприятиях, наблюдаемых явлениях педагогической действительности должны ежедневно вноситься в дневник. Это гарантирует точность информации и ее достоверность.
- Регулярное предоставление дневника на проверку руководителю практики. Это осуществляется, как правило, раз в неделю. Руководитель должен видеть деятельность студента и оценивать ее продуктивность.
- Запись отзывов руководителя практики о деятельности студента.
- Заполнение дневника в соответствии со стандартами, установленными конкретной образовательной организацией, в которой студент проходит обучение.
- Заполнение дневника ручкой одного цвета.
- Недопустимость совершения исправлений, помарок. Это снижает балл при оценке работы.
Примерное содержание дневника педагогической практики
Примерное содержание дневника педагогической практики:
Вводный инструктаж.
Практические действия.
- Знакомство с деятельностью учебного заведения и педагогическим коллективом.
- Знакомство с коллективом учащихся Знакомство с педагогической документацией.
- Посещение учебного занятия по дисциплине, наблюдение за работой педагога, его методами организации педагогического процесса.
- Составление психолого-педагогических характеристик учащихся.
- Разработка планов проведения собственных уроков.
- Организация учебного занятия: проведение уроков с применением выбранных методов и средств.
- Проведение внеклассной работы.
- Организация взаимодействия с родителями.
- Анализ успеваемости учащихся, актуальности используемых методов работы.
- Проведение контрольных работ.
Рисунок 1. Дневник педагогической практики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ