Дислалия – это нарушение звукопроизношения при сохранном слухе и нормальной работе артикуляционного аппарата.
Возникновение дислалии является следствием поражения отдельных процессов центральной нервной системы. Она является актуальной проблемой речевого развития, в силу своей распространенности возникновения в дошкольном возрасте.
Разновидности дислалии и особенности ее проявления
Дислалия бывает двух основных типов:
- Механическая дислалия.
- Функциональная дислалия.
Каждый из видов имеет свои особенности проявления и причины развития. Рассмотрим их.
Причинами развития механической дислалии и особенности ее проявления в следствии них являются:
- Физические поражения органов артикуляции. Любые дефекты в строении языка, губ, челюсти могут привести к нарушению звукового произношения. Такие поражения возникают в следствие каких-то травм, полученных во внтуриутробном периоде или раннем детстве. Такие поражения могут приводить к искаженному произношению, смазанности речи, непоследовательности звуков;
- Короткая уздечка языка. Она приводит к нарушению произношения звуков, которые произносятся верхнеязычными органами;
- Слишком широкий или слишком узкий язык. Данная патология ведет к сложностям развития связной речи. Речь теряет свою внятность и четкость;
- Аномалии губ. Толстые или тонкие губы, затруднения их подвижности обуславливают появление проблем в произношении губных и губно-зубных звуков;
- Неправильный прикус, проблемы с зубами приводят к трудностям произношения зубных звуков.
Что касается функциональной дислалии, то она исключает наличие каких-либо аномалий в строении органов артикуляции, т.е. не имеется основы нарушения звукового произношения. Нарушение произносительной стороны речи в данном случае становится следствием воздействия внешних факторов и общего недоразвития организма.
К основным причинам развития функциональной дислалии относятся:
- Неправильная речь взрослых. Дети подражают взрослым и стремятся говорить точно также. Поэтому, необходимо тщательно следить за своей речью, исключая сюсюканье и косноязычие, а также употребление жаргонов и быстрого произношения, стирающего окончания слов;
- Билингвизм в семье. Родители, говорящие на нескольких языках, часто становятся причиной неправильного становления детской речи;
- Физическая слабость организма и всех его органов, вследствие проблем с иммунитетом;
- Мозговые дисфункции. Они ведут к позднему развитию речи и сложностям ее становления;
- Нарушения в работе фонематического восприятия.
Все эти факторы приводят к тому, что ребенок оказывается неспособным различать звуки на слух, т.е. он слышит их, но при схожести фонем не может отличить и заменяет их одним звуком. Это может проявляться в путании звонких и глухих звуков, мягких и твердых.
Кроме того, дислалия, часто проявляется в проблемах использования звуках в разных словах и разных позициях в слове. Один и тот же звук может правильно произноситься в одном слове и совершенно неверно в другом т.е. когда находится в другой позиции. Также, звуки могут произноситься невнятно или нетипично, т.е. не так, как это сложилось в определенной системе языка.
Диагностика дислалии
Речевую патологию данного характера необходимо своевременно обнаружить и корректировать т.е. использовать логопедическую коррекцию для устранения или сглаживания данного дефекта речи. Предварительно осуществляется диагностирование речевого развития ребенка, выявляется форма дислалии и особенности ее проявления у конкретного ребенка.
Диагностика дислалии включает в себя следующие мероприятия:
- Изучение данных медицинского обследования ребенка. Они помогают выявить факторы развития дислалии, определить ее причины, оценить степень ее развития.
- Изучение подвижности артикуляционного аппарата. Для этого используется система логопедических упражнений, которые демонстрируются ребенку и требуют от него идентичного воспроизведения.
- Анализ звукопроизношения. Он ориентирован на проверку всех групп звуков и правильности их произношения. Для этого, применяются упражнения, ориентированные на охват всех групп звуков. К примеру, предлагается повторение слов за логопедом или демонстрация картинок и название того, что на них изображено. В упражнениях предлагается произнесение звуков в разных позициях слова. Также, произносятся разные звуки, с разной интонацией: твердые, мягкие, звонкие, глухие.
- Анализ фонематического восприятия. Он связан с проведением фонематических тестов, выявляющих навыки различения звуков, которые близки по произношению.
Диагностика дислалии завершается заключением логопеда о ее форме и степени развития и рекомендациями по ее коррекции.
Постановка звукопроизношения
Работа над звуковым произношением при дислалии представляет собой поэтапную постановку проблемных звуков. Основными этапами постановки звуков являются:
- Подготовительный этап. Он связан с подготовкой органов артикуляции к произношению. Используется дыхательная гимнастика и упражнения на фонематическое восприятие. Используются упражнения, тренирующие работу языка, губ, челюсти. Отрабатывается правильность движений, отрабатывается направлении воздушной струи.
- Постановка звука. Она осуществляется в игровой форме. Логопед демонстрирует постановку органов артикуляции в нужное положение, избегая называния звука. Ребенок называет звук сам и тренируется в этом навыке.
- Автоматизация поставленного звук. Чтобы автоматизировать произношение звука, требуется отработать его произношения в разных словах и позициях слова, в разных сочетаниях с гласными и согласными. Также, звук отрабатывается при его постановке в начало, середину и конец слова. Упражнения повторяются многократно.
- Дифференциация звука. Она ориентирована на различие тех звуков, которые ребенок путает. Для этого, демонстрируется разница в работе органов артикуляции при их произношении и воздушной струи, а также совершения дыхательных действий. Сначала происходит дифференциация изолированных звуков, а затем, они отрабатываются в словах и фразах.