Дискуссия – это разновидность спора, направленного на поиск решения конкретной задачи, проблемы, посредством нахождения компромиссного решения.
Дискуссии выступают одном из методов обучения. Они активно применяются в современном образовательном процессе, позволяя педагогу решать различные задачи.
Роль дискуссии в изучении предметов обществоведческого цикла
Дискуссия является методом активного обучения. Она позволяет развить у учащихся интерес к предмету и активизировать работу их креативной мыслительной деятельности.
Дискуссия как метод обучения хороша тем, что в ее основе лежит язык, речевое общение. В ходе дискуссии осуществляется общение учащихся, передача между ними своих мыслей, идей, теорий и взглядов. Она позволяет рассматривать те или иные темы учебного занятия с разных сторон т.е. давать видение данного вопроса не только с позиции автора учебника, но и рассматривать видение вопроса педагогом и самими учащимися. Это очень полезная работа для мыслительных процессов организма и для развития творческой мысли учащихся.
В процессе изучения предметов обществоведческого цикла, использование дискуссий позволяет решить ряд проблемных аспектов образовательной работы. К ним относятся:
- Устранение противоречия между мотивацией к познанию и стимулированием активной позиции учащихся в обучении;
- Включение в работу каждого учащегося на уроке т.е. устранение противоречия между разными видами деятельности учащихся;
- Ликвидация дисбаланса на уроке между психологическим комфортном и дискомфортом учащихся. Общение на уроке приобретает живой характер и реализуется в непринужденной форме;
- Устранение противоречий между образовательной и воспитательной работой. Оно ликвидируется за счет воспитания дискуссионными методами. В ходе дискуссии, учащиеся учатся выражать свое мнение, учитывать и принимать чужие мнения и взгляды, находить компромиссы и соотносить действия и поступки людей со своим мировоззрением;
- Устранение противоречий между образовательными стандартами и индивидуальным развитием учащихся. Педагог дает учащимся свободу слова, помогает в выражении своего взгляда в процессе дискуссии. Рассуждения учащихся координируются, но в косвенной форме. Подавление точек зрения отсутствует на уроке;
- Активизация познавательной заинтересованности учащихся к конкретной дисциплине. Она реализуется за счет того, что в основе дискуссии лежит проблемная ситуация, которая разбирается и анализируется на уроке. Мнения учащихся сталкиваются. Каждое мнение подкрепляется аргументацией, построенной на основе имеющихся знаний и навыков оперирования ими. Все это стимулирует к развитию учащихся и совершенствованию своих знаний и навыков в конкретной научной области.
Следует отметить, что дискуссия относится к методам реализации технологии личностно-ориентированного обучения.
Способы организации дискуссии на уроках обществоведческого цикла
Использование дискуссии на уроках обществознания позволяет проанализировать проблемы социальной жизнедеятельности и сформировать у учащихся полноценное представление о нормах социального поведения, основах функционирования общества.
При организации дискуссий по тому или иному вопросу дисциплины, теме учебного занятия, реализуется первоначальное стимулирование учащихся к исследованию данного вопроса и участию в его обсуждении.
Вовлечение учащихся в дискуссию осуществляется на основании соблюдения ряда условий:
- Создание комфортного микроклимата на уроке.
- Опора на соблюдение культуры общения в ходе дискуссии. Должны быть запрещены оскорбительные выражения, переход учащихся на личности, уход от темы и выяснение отношений.
- Предварительная подготовка к дискуссии. Она требует проведения инструктажа по реализации обсуждения, ознакомления с вопросами, которые будут рассмотрены в его ходе и способами выражения своих идей и точек зрения учащимися.
- Обеспечение понимания всеми учащимися темы урока и проблемы, обсуждаемой в ходе дискуссии.
- Предотвращения доминирования в ходе дискуссии. Доминирование одного учащегося в дискуссии не допускается. Каждый должен выразить свою точку зрения и обосновать ее.
- Оптимальное количество времени, отводимого на обсуждение конкретного вопроса.
- Обсуждение итогов дискуссии по ее завершению. Это позволяет проанализировать работу учащихся на занятии и их достижения, показать им к чему привело рассмотрение конкретного вопроса и его обсуждение.
- Достаточность материалов, используемых для обсуждения конкретной проблемы.
Следует отметить, что дискуссии на уроках обществознания могут проводится достаточно часто. Их можно сделать регулярным компонентом уроков. Это возможно в силу необходимости наличия меньшего объема теоретических знаний для обсуждения. Темы уроков обществознания приближены к реальности социальной жизнедеятельности детей.
Технология реализации дискуссии на уроках обществознания
Организация дискуссии на уроках обществоведческого цикла предполагает поэтапное проведение. Технология дискуссии состоит из следующей последовательности действий:
- Организационная часть. Она проводится на начальном этапе урока в течении 5-10 минут. Педагог освещает тему урока и проблему, мотивирует учащихся к ее обсуждению, применяя для этого разные методы и средства. Происходит формирование положительного настроя на работу и определяются термины, которые будут использованы в обсуждении.
- Выражение и обоснование мнений учащимися. Каждый выражает свою точку зрения, по рассматриваемому вопросу и аргументирует ее. Мнений должно быть выражено максимальное количество и проведена их оценка педагогом т.е. он говорит, что он думает о той или иной точке зрения учащегося.
- Консолидация дискуссии. Она связана с нахождением решения, рассматриваемого вопроса и оценкой хода реализации его обсуждения т.е. соблюдение правил дискуссии, получение результатов обсуждения и удовлетворенность ими учащихся.