Типы дисгармоничного развития личности
Дисгармоничное развитие личности – это дисбаланс в психическом развитии личности, связанный с нарушением баланса функционирования психических процессов и дефектами функционирования эмоционально-волевой сферы.
При таком развитии могут наблюдаться отклонения от темпов функционирования психики и ее отдельных составляющих, ускорение или замедление в работе отдельных психических процессов, что приводит к изменению поведенческих реакций, отклонениям от нормального восприятия информации и произвольным эмоциональным проявлениям.
Дисбаланс психического развития личности может быть выражен следующими типами отклонений от нормального развития и функционирования психической сферы организма:
- Психическое недоразвитие личности. Оно связано с неразвитостью умственной сферы личности, что проявляется в развитие умственной отсталости у ребенка. Мышление и речь находятся на низком уровне развития. Остальные функции могут быть как полноценно развитыми, так и иметь нарушения в развитии. Все зависит от степени тяжести умственной отсталости.
- Задержка психического развития личности. Она связана с отставанием эмоциональной и познавательной сферы от темпов нормального развития. К примеру, уровень развития пятилетнего ребенка может находится на уровне развития двухлетнего. Данные отклонения подвергаются коррекционному воздействию и позволяют привести развитие психических процессов к нормальному или приближенному к нормальному состоянию. Вторичных нарушений при задержке психического развития бывает гораздо меньше, чем при умственной отсталости и степень их тяжести значительно ниже.
- Поврежденное психическое развитие. Оно связано с патологиями функционирования мозга при сформированности основных мозговых процессов. Проявления данных нарушений начинаются не с раннего возраста, а немного позднее. Примером такого повреждения является деменция. Она связана с нарушением эмоциональной сферы, регрессом в общем развитии личности и снижением уровня ее интеллекта.
- Дефицитарное психическое развитие. Оно связано с нарушением в работе органов слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и речи. При данном отклонении происходит первичное нарушение в функционировании перечисленных органов, приводящее к иным психическим дисфункциям. Недостатки развития подвергаются компенсации, которая может поднять уровень развития ребенка и обеспечить полноценное функционирование его познавательной сферы.
- Искаженное психическое развитие. Оно связано с сочетанием признаков перечисленных выше типов функционирования психической сферы. Данное психическое развитие характерно для ряда наследственных заболеваний процессуального характера. Такое развитие предполагает преждевременное развитие одной психической сферы и торможением в развитии другой, связанной с ней. Одни функции развиваются более быстрыми темпами, а другие значительно отстают, что искажает общее психическое развитие. Это характерно для расстройств аутистического спектра.
- Дисгармоническое психическое развитие. Оно связано с врожденными диспропорциями в функционировании психических процессов. Это приводит к аномалиям в поведении личности, в ее эмоциональных проявлениях.
Каждый из данных типов может приводить к развитию вторичных отклонений разной степени тяжести. Также, в каждом типе психической дисгармонии могут иметься черты другого типа. Однако, скорректировать психическое развитие ребенка вполне реально. Главное, организовать коррекцию своевременно и создать условия для полноценного социального развития ребенка и активизации его познавательной сферы.
Каждое из данных нарушений приводит к искажению эмоциональной сферы ребенка, несформированности интересов и потребностей, неумению прилагать волевые усилия, развитию внутренних переживаний, закрытости от социума и иным проявлениям эмоционального дисбаланса, а также формированию дефектов в становлении характера ребенка.
Профилактика дисгармоничного психического развития
Профилактика развития разнородных психических отклонений связана с устранением факторов, отрицательно воздействующих на развитие психических процессов и влекущих за собой развитие различных патологий развития.
В целях профилактики проводятся следующие мероприятия:
- Обеспечение нормального развития ребенка во внутриутробный период.
- Совершенствование методико-социальных процедур, реализуемых на этапе беременности, в грудном и раннем возрасте развития ребенка.
- Минимизация детского травматизма и своевременное устранение его последствий.
- Раннее выявление и лечение разнородных инфекционных заболеваний.
Методы коррекции дисгармоничного поведения
Коррекция дисгармоничного поведения детей реализуется на основании использования комплексного подхода, основанного на лечебных процедурах, работе психологов с ребенком, подключением дефектологов к процессу реализации образования и воспитания ребенка и работы социальных педагогов, занимающихся вопросами социализации ребенка с нарушениями психической сферы и создание продуктивной атмосферы для его развития в семье. Дисгармоничное развитие корректируется, посредством использования следующих групп методов:
- Методы мотивации изменения поведения. Они ориентированы на стимулирование желания к использованию иных шаблонов поведения, выработку потребности в изменении своего характера и особенностей эмоциональных проявлений.
- Методы коррекции эмоциональных проявлений. Они ориентированы на устранение негативных эмоций, выработке навыков альтернативного реагирования на различные ситуации.
- Методы формирования навыков саморегуляции. Они связаны с расслаблением организма и приведением в баланс его эмоциональной сферы.
- Методы воздействия на когнитивную сферу. Зачастую, нарушения в поведении связаны с нарушениями восприятия, изменениями внимания, искажением интерпретации событий. Это требует корректировки дисфункции мыслительной сферы.
- Методы снижения развития нежелательного поведения. Они связаны со стимулированием изменения поведения и снижением вероятности развития эмоциональных всплесков в конкретных ситуациях. Сюда относятся методы наказания, порицания.
- Методы развития позитивного поведения. Они связаны с применением подкрепляющих стимулов для развития навыков положительного эмоционального реагирования. Сюда относятся методы поощрения, похвалы.