Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой с целью обучения и воспитания детей.
Условия использования дидактических игр для ознакомления дошкольников с растениями и животными
Ознакомление детей дошкольного возраста с растениями и животными осуществляется в рамках разнообразной деятельности детей. Однако одним из наиболее эффективных средств являются дидактические игры.
Использование дидактических игр в ознакомлении детей дошкольного возраста с растениями и животными обусловлено тем, что практика их применения показывает высокие результаты. Игры не только знакомят детей с растениями и животными, но и учат их дифференцировать, воспитывают бережное отношение к окружающей природе и способствуют формированию первоначальных понятий животного и растительного мира.
При организации работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с растениями и животными посредством использования дидактических игр, одной из основных задач воспитателя является правильный подбор игр. Игры должны быть понятны и доступны детям, то есть соответствовать их возрастным возможностям. Кроме того, необходимо учитывать, что каждая дидактическая игра имеет собственную воспитательно-образовательную цель и задачи, которые воспитатель также должен принимать во внимание. Цель и задачи дидактической игры не должны идти вразрез с поставленной педагогом целью ознакомления детей с растениями и животными.
Использование дидактических игр может происходить как в рамках самостоятельной деятельности детей, так и в организованной непосредственно образовательной деятельности (НОД). В рамках НОД дидактические игры используются с целью закрепления и расширения пройденного на занятии учебного материала. В рамках самостоятельной деятельности детей, дидактические игры могут быть использованы также и с целью получению новых знаний о растениях и животных. Главным условием их использования является обязательное руководство со стороны педагога.
Ожидаемым результатом использования дидактических игры в ознакомлении детей дошкольного возраста с растениями и животными, является обогащение знаний и представлений детей, расширение их кругозора, развитие памяти, мышления, речи, восприятия и формирования элементарных географических навыков.
Таким образом, используя дидактические игры в работе с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с растениями и животными, педагог предполагает обогащение их знаний о растительном и животном мире.
Порядок работы с дидактическими играми
Ознакомление детей дошкольного возраста посредством дидактических игр начинается со второй младшей группы. Воспитатель предлагает детям дидактические игры, имеющие простую задачу. Для того, чтобы детям младшего возраста было легче понять игру и начать в нее играть, ее можно сопроводить наглядным материалом.
Примеры дидактических игр для детей младшего школьного возраста:
- «Сложи картинку» - игра представлена серединкой цветка и разными лепестками. Задача ребенка сложить правильно цветок (мак, ромашка, тюльпан и т.д.).
- «Назови маму и детеныша» - воспитатель называет маму, задача ребенка правильно назвать детеныша. Игра может сопровождаться наглядностями – фигурки животных.
Таким образом, ознакомление детей дошкольного возраста с растениями и животными посредством использования дидактических игр, необходимо начинать с младшего дошкольного возраста, предлагая детям доступные и понятные игры, сопровождаемые наглядным материалом. Большое значение имеет правильная и точная постановка цели перед началом игры.
С детьми среднего и старшего дошкольного возраста можно использовать следующие дидактические игры:
- «Кто скорее соберет» - используются модели грядок, на которых размещаются ягоды и овощи. Детей делят на две команда. Задача собрать как можно быстрее с грядок овощи и ягоды. Одна команда собирает только овощи, вторая – только ягоды.
- «Овощи и фрукты» - дети собирают из 3-4 частей овощи и фрукты, говоря их название и характерные особенности.
- «Сажаем огород» - дети учатся классифицировать овощи и фрукты, знакомятся с особенностями их произрастания.
Правила подбора дидактических игр
Прежде, чем приступить к подбору дидактических игр для ознакомления детей дошкольного возраста с растениями и животными, необходимо четко сформулировать задачи, решение которых педагог планирует через данные игры.
Основные задачи:
- Уточнение представлений о животных (домашние и дикие).
- Уточнение представлений о растениях (ядовитые, лечебные и т.д.).
- Знакомство со средой обитания животных и растений.
- Закрепление знаний и названиях растений.
- Закрепление знаний о названиях животных, их детенышей.
- Расширять представления о многообразии растительном и животном мире.
После постановки цели и задач, которые необходимо решить посредством использования дидактических игр, педагогу необходимо определиться, как именно будут использоваться игры. Это может быть самостоятельной использование дидактических игр в рамках разных видах детской деятельности, либо это будет вспомогательное использование игр во время НОД.
Например, в НОД может быть использована дидактическая игра «Какой мир вокруг нас», с целью расширения представлений об окружающем мире. В самостоятельной детской деятельности могут быть использованы игры в зависимости от ранее пройденной на занятии темы или в зависимости от времени года («Зоопарк», домино «Домашние животные», домино «Растения» и т.д.).
Кроме того, использование дидактических игр можно организовать в рамках прогулок или экскурсий. Например, это могут быть игры на осеннем участке ДОУ «Собери красивые листья», «Найди куст или дерево по описанию», «Назови перелетных и зимующих птиц» и т.д. В зависимости от возрастной группы игры будут простыми или с усложнением заданий.