Дидактическая игра – это серьезная умственная деятельность, направленная на развитие всех видов способностей ребенка, обогащение его представлений об окружающем мире, развитие речи, мышления, памяти и внимания.
Структура дидактической игры как средства формирования звукопроизношения
В настоящее время существует большое количество разнообразных средств по формированию и развитию звукопроизношения у детей. Одним из таких средств является дидактическая игра.
Дидактическая игра, используемая как средством формирования звукопроизношения, включает в себя ряд компонентов:
Обязательные компоненты:
- Дидактическая задача – определяется в соответствии с поставленной воспитательно-образовательной цели формирования звукопроизношения, а также в соответствии с образовательной программой возрастной группы ДОУ.
- Игровые действия – это определенная дидактическая игровая задача, которая реализуется детьми в процессе игры.
- Игровые правила – определяют организованные действия детей в процессе игры. Наличие игровых правил отличает дидактическую игру от дидактического упражнения. Значимость правил состоит в том, что они приучают детей с самого раннего возраста контролировать собственное поведение.
- Дидактический материал – это средство по решению поставленной дидактической задачи.
- Дидактический результат – успешное решение дидактических и игровых задач, является показателем эффективности проведенной игры.
Дополнительные компоненты:
- Сюжет.
- Роль.
Таким образом, дидактические игры, используемые с целью формирования звукопроизношений, включают в себя несколько последовательных игровых действий, правил и вариантов усложнения.
Типы дидактических игр, используемых в качестве средства формирования звукопроизношения
На каждом этапе формирования звукопроизношения, педагогом используется специальная система дидактических игр. Дидактические игры, включенные в систему, подбираются педагогом так, чтобы их можно было провести в индивидуальной, групповой и фронтальной форме организованной деятельности.
Так, в работе с детьми по формированию звукопроизношения могут быть использованы следующие типы дидактических игр:
- Дидактические игры, направленные на развитие познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и воображения, например: «Кто больше знает?», «Угадай, что изменилось?», «Наоборот» и т.п.
- Дидактические игры, направленные на овладение навыком по различению неречевых звуков, например: «Угадай, какой инструмент звучит?», «Угадай, что звенит?», «Угадай, сколько инструментов одновременно прозвучало?» и т.п.
- Дидактические игры, направленные на овладение навыком по различению звуков речи, например: «Скажи слово с заданным звуком», «Большие и маленькие колокольчики?», «Назови схожий звук» и т.п.
Помимо работы, осуществляемой педагогом, большое значение имеет и работа, которая проводится дополнительно с родителями (законными представителями) детей. Взаимодействие педагога и родителей по вопросам использования дидактических игр как средства формирования звукопроизношения, направлена на расширение и обогащения опыта родителей в сфере воспитания звуковой культуры речи детей, организации ими дидактических игр, а также с целью оптимизации детско-родительских отношений и установления домашних традиций (например, организация совместных дидактических игр по выходным).
При организации дидактической игры с целью формирования звукопроизношения важно правильно выбрать форму игровой деятельности. Выбор формы деятельности зависит от типа игры и поставленной дидактической задачи.
Основные формы деятельности при организации работы по формированию звукопроизношения:
- Групповая форма работы – задействованы все дети и, при необходимости, их родители. Основные мероприятия при групповой форме работы: открытые занятия, совместный досуг, родительские собрания, праздники и т.д. Важным условием является то, что все они должны включать в себя различные виды дидактических игр.
- Индивидуальные формы работы – проводятся индивидуально с каждым ребенком, содержание работы соответствуют имеющимся речевым проблемам. Данная форма работы может быть организована в виде беседы или консультации, на которых помимо педагога и ребенка, может присутствовать родитель (законный представитель). Как показывает практика, посещение родителями индивидуальных заданий дает положительную динамику в развитии речи у ребенка и непосредственно формирования звукопроизношения у него.
Таким образом, формирование звукопроизношения у детей может осуществляться в разных видах деятельности, в которую включены дидактические игры. При этом подбор дидактических игр необходимо осуществлять так, чтобы они постепенно усложнялись с учетом закономерности овладения детьми звуковой стороны речи.
Виды дидактических игр, используемых для формирования звукопроизношения
В практике работы по формированию звукопроизношения, используются следующие виды дидактических игр:
- Дидактические игры с использованием дидактических игрушек и предметов. Дидактические игрушки используются для многократного повторения определенного действия, которое сопровождается ребенком словесно. Эффективность данного вида дидактических игр состоит в том, что в обыденной жизни многократное повторение является рутинным, в игре же оно не утруждает ребенка, а напротив, приносит удовлетворение и позитив. Кроме того, играя с дидактической игрушкой, которая имеет «глубокое» содержание, ребенок познает ее строение, рассказывает устройство и детали, возможности использования в игре.
- Дидактические настольно-печатные игры – это игры, представленные в основном печатными картинками, рассматривание которых ребенок должен сопровождать речевым образцом, пояснениями, многократным проговариванием слов в разном контексте.
- Дидактические словесные игры – это прекрасное средство развития правильного звукопроизношения, посредством поговорок, пословиц, загадок, приговорок, прибауток и т. д.