Социально-педагогическое сопровождение досуговой деятельности
Социально-педагогическое сопровождение – это тип педагогической деятельности высокого профессионального уровня, ориентированный на воспитание, обучение и развитие личности ребенка, заполнение его свободного времени интересными, общественно-полезными занятиями.
Социально-педагогическому сопровождению характерны следующие признаки:
- непрерывность – сопровождение предполагает, что оно будет постоянно и последовательно влиять на развитие ребенка;
- целостность – сопровождение – целостный процесс, то есть охватывающий все сферы жизнедеятельности ребенка, развитие его самых важных и лучших свойств;
- гуманистическая ориентация – социальный педагог базируется на личностно-ориентированном подходе в своей деятельности, а поэтому на каждом ее этапе необходимо учитывать ряд индивидуальных особенностей каждого воспитанника, его возрастную специфику;
- область возрастной ориентации – социальному педагогу необходимо ориентироваться на возраст воспитанников и специфику их развития в данном возрасте;
- область творческой реализации – предполагает знание мотивов, стремлений и потребностей детей, наличие у них определенных способностей, ценностных ориентаций и нравственного развития, которое позволит организовать различные направления деятельности.
Целевое направление педагогического сопровождения – создание условий, которые дают возможность формировать культурное развитие ребенка, обеспечить его нормальную социализацию. Помимо этого, педагогическое сопровождение позволяет участвовать в формировании и стимулировании культурного развития личности на протяжении длительного периода времени.
Социально-педагогическое сопровождение реализуется многими методиками и представлено разными формами. Видовое разнообразие социально-педагогического сопровождения зависит от возраста учеников, творческой направленности деятельности. Оно представлено следующей последовательностью стадий:
- психологическая и педагогическая диагностика детей через их анкетирование и опрос. Такого рода диагностика позволяет разобраться в вопросах организации деятельности, обучения, проживания, социального окружения, внедрить новые направления деятельности.
- проведение анализа собранных информационных данных, в результате которого социальным педагогом выстраивается собственная линия поведения, организуется собственная работа, определяется индивидуальная специфика детей и организуется деятельность с ними;
- проектирование программы деятельности – социальный педагог выбирает мероприятия, методы и формы их социально-педагогического сопровождения;
- практическая деятельность – на основании разработанной программы, педагог строит модель деятельности и реализовывает ее на практике;
- мониторинг проделанной работы – предполагает анализ и оценку, проведенных мероприятий, оценивая их целевые достижения и эффективность, внося ряд поправок.
Задачи деятельности социального педагога в досуговой сфере
Досуговая деятельность индивида очень важна для нормального личностного становления. В связи с этим ее организация и успешное проведение должны занимать особое внимание. Во многом, культурное, духовное и творческое развитие определяет эффективная досуговая деятельность. Духовные потребности людей выступают в качестве фундамента методики организации досуговой деятельности, которая активно влияет на полноценное и гармоничное личностное развитие. Иными словами, именно досуговая деятельность является общественно значимой областью деятельности. Так как именно досуговая деятельности имеет координирующее воздействие на социализацию и индивидуализацию личности, то основные задачи данной деятельности следующие:
- прививать культурные ценности;
- приобщать к культурному наследию и богатству цивилизации;
- формировать ценностные ориентации личности;
- возвышать духовное развитие и нравственность личности;
- мотивировать социальную активность личности, развивать ее активность и самостоятельность в досуговой области деятельности;
- формировать навыки организации своего свободного времени целесообразно и продуктивно, что обеспечивает его наполнение содержанием и значимостью, направляет на развитие и самосовершенствование;
- ориентировать на раскрытие творческого потенциала личности, развивать таланты;
- обеспечивать условия поддержания социального здоровья личности;
- формировать установки и жизненную направленность личности;
- создавать комфортный микроклимат для реализации способностей, проявления индивидуальной специфики развития.
Социально-педагогическая деятельность в досуговой сфере может рассматриваться как отдельная подсистема целостного процесса социализации и развития личности. В связи с чем, государственная политика в образовательной сфере обязательно должна уделять внимание развитию досуга.
Педагогическая деятельность в досуговой сфере основывается на нескольких разных параметрах педагогической и психологической направленности развития данной области, ее феноменов, через которые может быть определена эффективность организации всех видов и уровней деятельности в области досуга.
Деятельность социального педагога в сфере досуга
Деятельность педагога в сфере досуга основывается на нескольких принципах:
- комплексное и согласованное воздействие – работа социального педагога в досуговых заведениях должна вестись в одном направлении с деятельностью родителей и педагогов общеобразовательных заведений;
- социальная адаптация – каждый ребенок должен рассматриваться в качестве полноправного члена общества4
- личностно-ориентированный подход – базируется на развитии стрессоустойчивости, умении предотвращать и пресекать конфликтные ситуации;
- многоаспектность – предполагает ориентировку педагогической работы в досуговой сфере в различных направлениях, выбор нескольких целевых ориентиров;
- последовательность деятельности – досуговая деятельность должна быть реализована поэтапно. При этом, необходимо выделять общее стратегическое направление деятельности и цели, а также анализировать и проводить мониторинг деятельности.