Социально-педагогическое сопровождение досуговой деятельности
Социально-педагогическое сопровождение – это педагогическая деятельность высокого профессионального уровня, ориентированная на воспитание, обучение и развитие личности ребенка, обеспечение заполнения его свободного времени интересными, общественно-полезными занятиями.
Социально-педагогическое сопровождение характеризуется следующими признаками:
- Непрерывность – сопровождение предполагает свое постоянное и последовательное воздействие на развитие ребенка;
- Целостность – сопровождение является целостным процессом т.е. охватывает все сферы жизни и деятельности ребенка, развивая его самые важные и лучшие свойства;
- Гуманистическая ориентация – социальный педагог опирается на личностно-ориентированный подход в своей деятельности и, на каждом ее этапе должны быть учтены индивидуальные особенности каждого воспитанника, его возрастная специфика;
- Область возрастной ориентации – социальный педагог должен ориентироваться на возраст воспитанников и специфику их развития в этом возрасте;
- Область творческой реализации – требуется знание мотивов, стремлений, потребностей воспитанников, наличие у них тех или иных способностей, ценностных ориентаций и нравственного развития, позволяющего организовать различные направления деятельности.
Целевым направлением педагогического сопровождения является создание условий, позволяющих сформировать культурное развитие детей, обеспечить их нормальную социализацию. Кроме того, педагогическое сопровождение помогает сформировать и стимулировать культурное развитие личности в течение длительного временного периода.
Социально-педагогическое сопровождение реализуется по многим методикам и представляется в разных формах. Видовое разнообразие социально-педагогического сопровождения определяется возрастом учащихся, творческой направленностью деятельности. Оно проходит в течение следующей последовательности стадий:
- Психологическая и педагогическая диагностика детей путем их анкетирования и опросов. Такая диагностика дает возможность разобраться в вопросах организации деятельности, обучения, проживания, социального окружения, внедрения новых направлений деятельности.
- Проведение анализа собранных информационных данных. Таким образом, социальный педагог выстраивает свою линию поведения, организуют свою работу, определяет индивидуальную специфику детей и организует деятельность с ними.
- Проектирование программы деятельности. Социальный педагог выбирает мероприятия, методы и формы их проведения, средства социально-педагогического сопровождения.
- Практическая деятельность. На основе разработанной программы, педагог строит модель деятельности и реализует ее на практике.
- Мониторинг проделанной работы. Происходит анализ и оценка, проведенных мероприятий, оценивается их целевое достижение и эффективность, вносятся поправки.
Задачи социального педагога в досуговой сфере
Досуговая деятельность личности имеет важное значение для ее нормального развития. Поэтому ее организации и успешному проведению отводится особое внимание.
Культурное, духовное, творческое развитие во многом, определяется эффективностью досуговой деятельности. Духовные потребности населения составляют фундамент методики организации досуговой деятельности. она оказывает активное воздействие на полноценное и гармоничное развитие личности. А следовательно, досуговая деятельность относится к общественно значимым областям деятельности.
Поскольку, досуговая деятельность оказывает координирующее воздействие на процесс социализации и индивидуализации личности, то основными задачами такой деятельности являются следующие:
- Привитие культурных ценностей, приобщение к культурному наследию и богатству цивилизации;
- Формирование ценностных ориентаций личности;
- Возвышение духовного развития и нравственности личности;
- Мотивация социальной активности личности, развитие ее инициативы и самостоятельности в досуговой области деятельности;
- Формирование навыков организовывать целесообразно и продуктивно свое свободное время, обеспечивая наполнение его содержанием и значимостью, направленностью на развитие и самосовершенствование;
- Ориентация на раскрытие творческого потенциала личности, развитие талантов;
- Обеспечение условий поддержания социального здоровья личности;
- Формирование установок и жизненной направленности личности;
- Создание комфортного микроклимата для реализации способностей, проявления индивидуальной специфики развития.
Социально-педагогическая деятельность в сфере досуга может быть рассмотрена в качестве отдельной подсистемы целостного процесса социализации и личностного развития. Поэтому, государственная политика в сфере образования обязательно уделяет внимание развитию досуговой сферы деятельности.
Педагогический процесс в сфере досуга базируется на разнообразных параметрах педагогического и психологического развития данной сферы, ее феноменов, посредством которых определяется эффективность организации всех видов и уровней досуговой деятельности.
В практической деятельности, социальный педагог сталкивается с решением задач компоновки индивидуальных целей развития личности и целевых ориентиров ее окружения, обеспечения согласованности целей и задач досугового развития ребенка, его родителей, общества, педагогов общей компетенции.
Принципы организации деятельности социального педагога в досуговой сфере
Работа педагога в досуговой сфере базируется на следующих принципах:
- Принцип комплексного и согласованного воздействия. Деятельность социальных педагогов заведений досуга должна производится в одном направлении с деятельностью родителей и педагогов общеобразовательных заведений.
- Принцип социальной адаптации. Каждый ребенок рассматривается в качестве реального, полноценного и полноправного члена общества.
- Принцип личностно-ориентированного подхода. Он основан на развитие у каждого ребенка своих внутренних источников противостояния отрицательным внешним факторам, развитие устойчивости в стрессовых ситуациях, умение предотвращать и пресекать конфликты.
- Принцип многоаспектности. Он предполагает ориентацию педагогической работы в сфере досуга в различных направлениях, выборе нескольких целевых ориентиров.
- Принцип последовательности деятельности. Досуговая деятельность должна реализовываться поэтапно. При этом, должны быть выделены общие стратегические направления деятельности и цели и тактические, а также проводится анализ и мониторинг деятельности.