Олигофренопедагог – это специалист, занимающийся воспитанием и обучением детей, имеющих нарушения интеллектуального развития.
Задачи деятельности олигофренопедагога
В обязанности олигофренопедагога входит не только осуществление интеллектуального развития учащихся, но и освоение ими определенных учебных знаний, подготовка их к самостоятельной жизни в обществе, привитие им необходимых для этого навыков.
Олигофренопедагогика – это самостоятельная отрасль дефектологии, занимающаяся изучением проблем воспитания и обучения детей, имеющих различные степени умственной отсталости, а также путей коррекционной работы по исправлению недостатков их развития и их социальной реабилитации.
Основными задачами деятельности олигофренопедагога являются:
- Проведение необходимого психолого-педагогического обследования детей, с целью определение уровня и хода их психического развития, соответствие его возрастным нормам.
- Осуществление дифференциальной диагностики детей, с целью определения уровня и типа интеллектуальных нарушений.
- Осуществление консультативной работы с родителями и учащимися, по вопросам отклонений в развитии, проблемам воспитания, обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения детей, имеющих умственную отсталость.
- Осуществление психопрофилактической работы, с целью создания благоприятного психологического климата в детском коллективе, образовательном учреждении и семье.
- Воспитание и обучение детей, имеющих нарушения интеллекта, в соответствии с разработанной индивидуальной коррекционной программой образования.
- Организация профилактики и коррекции негативных привычек, которые наносят ущерб здоровью ребенка с отклонениями.
- Оказание необходимой психологической помощи в различных жизненных ситуациях учащимся и их родителям.
Особенности деятельности олигофренопедагога
Олигофренопедагоги могут осуществлять свою деятельность в коррекционно-образовательных учреждениях различных видов, реабилитационных центров, школах развития, больницах, санаториях, поликлиниках, средних и высших учебных заведениях, а также принимать участие в психолого-медико-педагогических консультациях (комиссиях).
Олигофренопедагогика сформировалась на стыке медицины, психологии и педагогики. Свое начало она берет в XIX веке, когда общество начало осознавать, что дети, имеющие различные умственные отклонения также нуждаются в организованном воспитании, обучении, развитии и социализации.
Для того, чтобы организовать качественный коррекционно-образовательный процесс, необходимо точно установить причины, вызвавшие отклонения в развитии. Именно поэтому и возникла необходимость в создании специалистов олигофренопедагогов.
Особенность работы олигофренопедагога заключается в том, что он занимается с небольшими группами детей, по специально разработанным индивидуальным коррекционным программам.
Олигофренопедагоги осуществляют свою деятельность с опорой на ряд принципов:
- Педагогический оптимизм – дети, с которыми занимается олигофренопедагог, должны чувствовать, что он уверен в успешности организуемой им работе.
- Любовь, человеческая доброта и вера в каждого ребенка – являются основой каждой методики, которую олигофренопедагог включает в коррекционную программу развития детей.
- Умение видеть в каждом ребенке уникальную личность и работать ради нее.
Сложность деятельности олигофренопедагога связана с большими физическими и эмоциональными нагрузками. Поэтому каждый педагог, который решает посвятить себя олигофренопедагогике, должен быть готов к трудностям в работе не только с детьми, имеющими умственные отклонения, но и с их родителями.