Формирование культуры здоровья дошкольников
Детский сад – это учебное заведение, реализующее образовательную деятельность на дошкольном уровне, являющееся областью общественного воспитания, территорией развития и социального становления личности.
Полноценное развитие и социализация ребенка невозможна без сохранности его здоровья. От состояния здоровья подрастающего поколения зависит не только его благополучие, но и благополучие всего общества, его нормальное развитие. Потому, одним из ведущих направлений работы детского сада является создание здоровой развивающей среды и пропаганда здорового образа жизни среди воспитанников.
Представления о здоровом образе жизни требуется формировать у детей с раннего возраста. Это должно быть реализовано в семье и реализуется в детских садах. Это обуславливает именование детского сада территорией здоровья.
Важным направлением деятельности ДОУ (дошкольного образовательного учреждения) является формирование культуры здоровья дошкольников.
Культура здоровья – это владение личностью знаниями о здоровье, здоровом образе жизни и их применение в практической жизнедеятельности.
Культура здоровья предполагает заложение знаний о здоровом образе жизни и методах поддержания и сохранения здоровья в основу жизнедеятельности личности.
На дошкольном этапе развития ребенка, заложение основ здорового образа жизни является насущной необходимостью. Культура здоровья требует своего активного формирования, поскольку закладывает фундамент психического и физического здоровья отдельной личности и всего общества.
Формирование культуры здорового образа жизни связано с реализацией детским садом следующих направлений воспитательной и образовательной работы:
- Формирование базы знаний о здоровье и его важной роли в жизнедеятельности каждого человека.
- Формирование практических навыков ведения здорового образа жизни.
- Воспитание потребности в регулярных физических занятиях, выполнении физических упражнений, проявлении физической активности.
- Воспитание потребности и желания заниматься физической культурой и спортом.
- Удовлетворение биологических потребностей дошкольников в движениях. Это требует организации рационального режима двигательной активности воспитанников, исходя из их возрастных потребностей.
- Правильная организация режима дня. Она предполагает чередование различных видов деятельности детей, отведение достаточного времени на отдых, уделение внимания гигиеническим процедурам, физкультминуткам на образовательных занятиях.
- Рациональное питание воспитанников. Обязательно требуется приучение к полезным продуктам, введение в привычку соблюдение рациона правильного питания.
- Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе детского сада.
Формирование культуры здорового образа жизни воспитанников возможно только за счет придания оздоровительной направленности всем видам детской деятельности, всему образовательному процессу ДОУ.
Профилактическая работа детского сада
Профилактическая работа – это предупреждение, предотвращение развития конкретной проблемы в деятельности отдельного индивида, организации и социальной среды в целом.
Профилактическая работа детского сада, как территории здоровья, ориентирована на предупреждение развития у воспитанников инфекционных заболеваний, повышение их иммунитета и защитных функций организма.
Профилактическая работа реализуется в опоре на соблюдение индивидуального и дифференцированного подходов к обучению. Она предполагает использование в детском саду различных методов и форм деятельности, ориентированных на оздоровление организмов воспитанников, повышения их сопротивляемости и защитных сил.
К основным профилактическим мероприятиям детского сада относятся:
- Ежедневный медицинский осмотр воспитанников.
- Ароматизация помещений.
- Регулярное проветривание и кварцевание мест пребывания воспитанников.
- Проведение дыхательной гимнастики в игровой форме.
- Организация подвижных игр воспитанников.
- Проведение регулярной гимнастики, физических упражнений.
- Включение в рацион питания детей чесночно-луковых закусок и блюд богатых витаминами.
- Включение в образовательный процесс детского сада процедур закаливания.
В профилактической работе, немаловажная роль отводится повышению профессиональных навыков педагогов детского сада в направлении деятельности по здоровьесбережению и применении в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, а также организации взаимодействия с семьями воспитанников для создания единой направленности профилактической деятельности в семье и в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительная работа детского сада
Физкультурно-оздоровительная работа – это совокупность мероприятий, проводимых в направлении сохранения, поддержания и укрепления здоровья учреждениями образования.
Данный вид деятельности является составным компонентом работы детского сада по формированию у воспитанников культуры здоровья.
В разных возрастных группах ДОУ реализуется несколько направлений физкультурно-оздоровительной деятельности. Они имеют различия в формах и методах проведения, временном периоде реализации, уровне сложности.
К основным направлениям физкультурно-оздоровительной работы детского сада относятся:
- Проведение утренней гимнастики. Она направлена на развитие физических качеств организма, повышение двигательной активности дошкольников и приведение организма в тонус для дальнейшей продуктивной деятельности в течение дня.
- Проведение физкультурных занятий. Они имеют игровую форму реализации и предполагают развитие разных физических навыков и физических качеств ребенка.
- Организация подвижной игровой деятельности и проведение упражнений на прогулке.
- Проведение гимнастики после дневного сна. Она ориентирована на приведение организма в тонус после сна, активизацию мышц и формирования у детей чувства бодрости.
- Проведение физкультминуток. Они включаются в образовательные занятия и ориентированы на отдых дошкольников, их расслабление и профилактику переутомления в ходе умственной работы организма. Физкультминутки могут проводится в виде пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений и выполнения простых упражнений разными частями тела.