Детский сад – это первый социальный институт дошкольника, ориентированный на организацию его жизнедеятельности в социуме, обучение, воспитание и развитие.
В детском саду происходит знакомство ребенка с социальной средой и правилами ее функционирования. Ребенок учится жить в социуме, подчинять свою деятельность его правилам и основам функционирования. Кроме того, в детском саду происходит изучение окружающего мира, познаются закономерности его функционирования, а также формируются основные качества личности ребенка, раскрываются его природные задатки.
Значимость услуг детского сада в социальном развитии ребенка
Поскольку детский сад является сферой социального развития дошкольника, то он играет значимую роль в социальном становлении и развитии подрастающего поколения.
Значимость услуг детского сада в социальном развитии дошкольника можно отразить следующими положениями:
- формирование первых значимых социальных контактов дошкольника с окружающими разных возрастов;
- формирование навыков общения со сверстниками;
- освоение новых знаний и навыков в ходе коллективного взаимодействия более быстрыми темпами и продуктивными способами;
- полноценное коммуникативное развитие дошкольника. Оно осуществляется посредством разнородного общения ребенка в коллективе сверстников, формирование навыков выражения своей точки зрения, отстаивание своей позиции, развитие умения слушать и слышать собеседника, учитывать его мнение, потребности и интересы;
- организация совместной деятельности ребенка и взрослого. В ходе этой деятельности формируются основы взаимодействия дошкольника со взрослым и осваиваются правила хорошего тона и уважительного отношения к старшему;
- приобщение ребенка к коллективу и формирование собственной принадлежности к нему;
- компенсация недостаточной интенсивности социализации дошкольника в семье;
- формирование основ самореализации детской личности;
- целенаправленность и планомерность коммуникативного и социального развития дошкольника;
- расширение коммуникативных границ и устранение коммуникативной замкнутости;
- развитие навыков подчинения своей деятельности, своих желаний общему делу, коллективному творчеству;
- формирование основ разрешения конфликтных ситуаций;
- развитие навыков взаимопомощи и поддержки, сотрудничества и соревнования, положительной направленности, т.е. такое соревнование, основывается на честных методах соперничества, честном и равном ведении «боя»;
- формирование основ осознанного самоконтроля и саморегуляции поведения;
- развитие умения принимать решения и нести за них ответственность. В домашних условиях, редко, удается сформировать ответственность ребенка за свое поведение. Родители, в силу любви к своему чаду, оказываются неспособными заставить ребенка отвечать за свои проделки. Эту функцию выполняет детский сад и, надо сказать, отлично с ней справляется.
Рисунок 1. Семья и детский сад. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Таким образом, социализация дошкольника начинается в семье и продолжается в детском саду. Она проходит в коллективе и формирует основы взаимодействия в нем в различных ситуациях и обстоятельствах.
Здесь же, ребенок учиться проявлять инициативу в разных видах и направлениях деятельности, принимать решения, демонстрировать свое «Я» и его специфику.
В детском саду происходит формирование у дошкольников основных качеств общения:
- Познавательные качества. Они отражают восприятие партнера по общению в качестве источника информации об окружающем мире и его особенностях, различных объектах, процессах и явлениях.
- Деловые качества. Они связаны с восприятием сверстников в качестве полноправных участников совместной деятельности. Ребенок учится взаимодействовать с другими детьми для получения общего результата, достижения какой-то цели, которая реализуется только посредством сотворчества и сотрудничества.
- Личностные качества. Они отражают потребности в общении, их удовлетворение, интерес к другой личности, наличие общих взглядов на мир и желаний, общих интересов, схожести возможностей.
Детский сад как среда обучения и развития дошкольника
Детский сад является педагогическим институтом, а, следовательно, в нем осуществляется целенаправленное обучение и воспитание подрастающего поколения.
Развитие дошкольника, во многом, зависит от успешности образовательной деятельности детского сада.
Обучение дошкольника осуществляется по специальным образовательным программам. Они разрабатываются для каждой возрастной группы и учитывают специфику функционирования психических процессов в конкретном возрасте дошкольника.
Как среда образования и развития дошкольника, детский сад осуществляет работу по обучению ребенка разным видам и направлениям деятельности, оказывает воздействие на личностные свойства и способствует их формированию.
Образование в детском саду реализуется по следующим направлениям:
- Трудовое развитие. Оно ориентировано на воспитание трудолюбия и уважительного отношения к трудовой деятельности. Дети приобщаются к труду, осваивают элементарные его виды и способы выполнения различных трудовых операций.
- Эстетическое развитие. Оно ориентировано на воспитание любви к прекрасному, формирование вкуса и чувственного восприятия окружающего мира. Данное направление реализуется посредством знакомства и искусством и художественным творчеством. Для этого формируется эстетическая окружающая среда в ДОУ и демонстрируется красота окружающего мира. Также, дается пространство для активного творчества дошкольника.
- Игровая деятельность. Она выступает основой развития дошкольника. В игровой форме проводятся все занятия, независимо от их воспитательной и образовательной направленности.
- Нравственное развитие. Оно ориентировано на воспитание нравственных свойств личности и выработку нравственных ориентиров деятельности. Развитие этих качеств осуществляется на основе демонстрации личного примера дошкольникам, знакомства с культурой, искусством, музыкальным и художественным творчеством.
- Физическое развитие. Физические качества дошкольников формируются посредством включения физических упражнений в режим дня: утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры и т.д.
Следует отметить, что в современном детском саду обучение реализуется в зоне ближайшего развития дошкольника. Оно помогает в выявлении его сильных и слабых сторон и формировании познавательной мотивации.
Также, в детском саду осуществляется подготовка ребенка к школе, как в образовательном, так и в психологическом аспекте.