Понятие и специфика детского фольклора
Детский фольклор – это разновидность устного народного творчества детей и взрослых.
Знакомство с народным творчество начинается у ребенка с раннего детства. С первых дней жизни происходит знакомство ребенка с отдельными жанрами фольклора, которые отвечают возможностям его возрастного восприятия: пение мамой колыбельных, рассказывание стишков, потешек, считалок.
Именно ранний возраст и дошкольный этап развития ребенка являются оптимальными для усвоения фольклорных жанров. Именно в это время, дети стремятся познавать многообразие окружающего мира, а их интеллектуальное развитие позволяет с легкостью усваивать рифмованные народные песни, частушки, загадки, басни и прибаутки.
Фольклор помогает развитию нравственных качеств ребенка, формирует нормы общественного поведения, развивает эстетическое восприятие и способствует речевому развитию.
Детский фольклор отличается от взрослого по методике исполнения, лексическому составу и стилю. Однако, между жанрами детского и взрослого фольклора имеется тесная связь. Например, ученые до сих пор затрудняются отнести колыбельные к той или иной разновидности фольклора, а песни, сказки и загадки вполне можно отнести к обеим разновидностям.
Детский фольклор можно рассматривать в качестве единства трех компонентов:
- Взрослого творчества, ориентированного на использование детьми;
- Традиционный народный фольклор взрослых, который перешел в детскую среду по мере исторического развития общества;
- Оригинальное детское творчество.
Детский фольклор относится к специфическим направлениям народного творчества. Он объединяет творчество детей и взрослых и базируется на комплексе поэтических, музыкальных и музыкально-поэтических жанрах.
К основным особенностям детского фольклора можно отнести следующие:
- Простота конструкций;
- Простота сюжета с активным динамическим развитием;
- Яркие, красочные образы героев, которые хорошо запоминаются и фиксируются в памяти;
- Простота синтаксиса;
- Четкость внутреннего ритма;
- Кумулятивность звукоподражания;
- Наличие аллитераций и ассонансов;
- Построение текстов, ориентированных на быстрое восприятие, усвоение смыслового содержания, легкое запоминание;
- Повторение сюжетных мотивов в текстах произведений.
Детский фольклор является одним из компонентов народной педагогики. При ее проектировании осуществлялся учет возрастных особенностей развития ребенка и производился выбор приемов и методов воспитательного воздействия, отвечающий им. Детский фольклор учитывает психические и физические особенности развития детей.
Рисунок 1. Направления использования детского фольклора. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Фольклорное творчество особенно тем, что в нем сохраняются следы различных эпох, стадий общественного развития и отражаются тенденции текущего этапа развития общества. Дети знакомятся с особенностями быта и труда различных времен через фольклор.
Классификация детского фольклора
Подразделением различных жанров детского устного творчества на группы ученые и педагоги занялись еще в начале XX века. Так, О. И. Капица рассматривала подразделение фольклора на группы, в зависимости от возраста ребенка. Впоследствии ею было выделены две основные формы детского фольклора:
- Художественный фольклор. Он базируется на образной системе притяжения к ритмической стороне речи и к игре. Игровая форма развития ребенка необходима для правильного формирования его психических процессов. Сюда входят произведения, которые дети исполняют самостоятельно. Они могут придумывать их сами, либо исполнять фольклорные произведения, созданные для них взрослыми. Так, происходит развитие их творчества, организуется игровая деятельность.
- Материнский фольклор. Сюда включены произведения, которые взрослые исполняют для детей. Они созданы для реализации игровых форм общения с маленьким ребенком. Это активизирует заинтересованность ребенка в развитии его речи, расширении словарного запаса, способствуют развитию физической активности, развивает бодрость и энергичность. Разнообразные колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, небылицы исполняются матерями для детей с первых дней их жизни.
Г.С. Виноградовым была предложена иная классификация фольклорного творчества детей:
- Игровой фольклор. Эта группа определяется особым местом игры в жизнедеятельности ребенка. В нее входят следующие разновидности детских игр: ролевые игры без заранее подобранного поэтического текста, ролевые игры игровыми припевками, приговорками, импровизированные игры, скороговорки и считалки.
- Потешный фольклор. В него входят разнообразные потешки – короткие присловья к играм. Ребенок повторяет простые рифмы при организации игры, учиться выполнять различные движения, жесты, развивает свою речь, выражает эмоции и учиться строить коммуникативные связи. Сюда же можно отнести и разнообразные пестушки, которые применяются при выполнении физических упражнений, различных действиях маленького ребенка- умывание, купание, одевание, хождение и др. Они имеют определенное содержание, отражающее текущую деятельность ребенка и характерный для нее ритм их исполнения. Это позволяет развить определенный эмоциональный настрой при выполнении ребенком того или иного действия. В эту группу можно включить разнообразные небылицы, скороговорки и загадки.
- Сатирический фольклор. Сюда входят короткие стихотворные тексты, носящие индивидуальную направленность. К ним относятся дразнилки, поддевки, насмешки, уловки.
- Бытовой фольклор. К бытовому фольклору относятся жанры устного детского творчества, которые связаны с бытовой деятельностью ребенка. Сюда входят детские народные песни, сказочные песни, прозвища и дразнилки, детские сказки и страшилки.
- Календарный фольклор. Данная группа детского творчества ориентирована на организацию общения ребенка с окружающим миром, с природой. Сюда входят разнообразные заклички, отвечающие календарным обрядам народа: колядкам, посеву урожая, сбору урожая, конкретному сезону года, празднику. Заклички содержат в себе просьбы к природе, к ее силам. Также, сюда входят приговорки, применяемые для обращения к различным представителям природного мира: животным, растениям, насекомым, птицам.