Виды детских общественных объединений
Разновидности детских общественных объединений можно классифицировать на основании:
- содержательной деятельности;
- времени существования;
- характера управления.
В процессе школьного обучения нужно учесть значимость социальных институтов в ходе воспитания детей. Детские общественные объединения занимают значимое место в воспитательной системе школы. Как правило, им отводится отдельная социальная ниша, и нельзя возлагать на них цели и функции других общественных и государственных организаций.
Основной целью функционирования детских общественных учреждений является создание условий для реализации способностей и талантов детей.
Деятельность таких обществ регулируется официальной Международной Федерацией детских организаций. В нее входят детские развивающие учреждения республиканского, краевого, областного и городского уровней. Помимо официальных организаций в нашей стране существуют и неформальные детско-молодежные объединения, которые успешно функционируют и охватывают 30% молодежи.
Сегодня детские движения представляют собой сложную социально-педагогическую реальность. Их работа проявляется добровольным участием самих детей, организованным в соответствии с их запросами и потребностями. Основной особенностью таких структур выступает самодеятельность, направляемая ребенком на социальное развитие и индивидуальное самоопределение. Такие движения могут превратиться в самостоятельное воспитательное средства только в том случае, когда они способны оказывать позитивное влияние на всех своих участников.
Детское общественное объединение – это сообщество, созданное на добровольной основе и отличающееся самоорганизацией и самоуправлением.
Правильно ориентированное объединение отличает открытая, демократическая структура без должностной иерархии. Такое объединение не является государственным учреждением, но может формироваться на базе такого учреждения с получением кадровой, финансовой и материально-технической поддержки от него.
Объединение можно считать детским, если в нем участвуют как минимум 2-3 несовершеннолетних гражданина.
Общественная детская организация – это сообщество, имеющее ярко выраженную социально-идеологическую направленность и сформировано взрослыми или государственной структурой.
Организация обладает закрытой, многоступенчатой структурой с должностной иерархией, членством, наделением определенными правами и обязанностями, наличием управляющего органа и должностного лица.
Основа такой организации – система первичных малых детских объединений, посредством которых осуществляется реализация целей и задач учреждения. Примером детской организации является движение пионеров или скаутов.
Датские движения в своей деятельности ориентируются на деполитизацию, гуманистические принципы, раскрытие потенциальных возможностей ребенка.
Сегодня детские общества могут организовывать самостоятельные юридические лица и могут поддерживать партнерские отношения с государственными структурами. Современные детские общественные организации самостоятельно могут выбирать взрослого руководителя. Также не установлено никаких ограничений по локационной принадлежности общества. Детские организации могут формироваться на основании государственных или частных учреждений, либо же по месту жительства.
Взаимодействие детских общественных организаций со школой
Воздействие детской общественной организации на процесс функционирования и развития школьной воспитательной системы зависит от следующих аспектов:
- специфика государственного учреждения и детской общественной структуры;
- воспитательные школьные традиции и цели объединения;
- кадровый потенциал образовательного заведения;
- особенности социума;
- личность руководителя детского объединения.
В каждом отдельном случае могут формировать различные взаимоотношения, но педагог должен уметь оказать положительное воздействие на детей в любых обстоятельствах.
Детским общественным объединением создаются благоприятные условия для удовлетворения интересов и потребностей отдельных личностей, формируются новые стремления. Вместе с этим создаются условия для оформления внутреннего потенциала, в соответствии с общественными нормами и социальными программами, посредством самоограничений и коллективных выборов.
Детское общественное объединение характеризуется выполнением защитной функции. Она предполагает отстаивание, охрану прав, интересов, достоинств и уникальности каждого отдельного ребенка. При совместной работе взрослых и детей, наличии у них общего числа интересов между ними, процесс социализации в детских объединениях обладает достаточно высоким процентом эффективности. При этом, необходимо оставлять за детьми право выбора форм жизни объединения и беспрепятственного перехода из одного объединения в другой.
Взаимодействие школы и детских общественных организаций протекает в рамках договорных отношений на правах равных партнеров, что предусматривает закон «О поддержке детских, молодежных общественных объединений». При этом стороны добровольно берут на себя ряд обязательств. Наиболее распространенным является вариант, в котором отношения школы и детских организаций протекают как взаимодействие субъектов воспитательной системы школы, с наделением ее самоуправляемой, демократической и государственно-общественной целями.
Таким образом, детскими общественными организациями стимулируется внедрение инноваций в работу школ, а воспитательной системе придается современность и стабильность. Главным смыслом взаимодействия образовательного учреждения и детских организаций является создание гуманистической воспитательной системы, в которой цель и результат работы – это сам ребенок, рассматривающийся в качестве отдельной личности, творца и созидателя.