Литературное чтение – это дисциплина школьного курса обучения, входящая в образовательную программу всех этапов и, ориентированная на формирование у учащихся навыков чтения, овладения выразительными средствами языка, работы с текстовой информацией, ее анализа и воспитание интереса к чтению и потребности в нем.
На начальном этапе школьного обучения, в программу литературного чтения входит детская литература, содержание которой доступно для восприятия младшими школьниками и, ориентировано на их общее развитие, духовно-нравственное воспитание, развитие личностных качеств и освоение исторического и культурного опыта жизнедеятельности.
Значение детской литературы в воспитательном и образовательном процессе начальной школы
Включение детской литературы в образовательную программу начальной школы происходит посредством ее изучения на уроках чтения, а также ознакомления с разными жанрами детской литературы во внеклассной работе. Детям предлагается список книг для самостоятельного чтения на лето и в период учебного года, в качестве домашней работы. Это позволяет изучить широкий спектр детской литературы, проанализировать ее содержание и значение.
Чтение детской литературы в образовательном процессе имеет огромное воспитательное и образовательное значение. Его можно отразить следующими параметрами:
- Нравственное воспитание. Любое детское произведение содержит определенный моральный компонент, т.е. учит нравственным основам жизнедеятельности, приобщает к общечеловеческим ценностям, заставляет задуматься о своем поведении и поступках, сопоставляя их с поведением героев детской литературы.
- Формирование навыков чтения и развитие основ выразительности языка.
- Формирование навыков работы с книгой, ее использования в качестве источниками информации об устройстве окружающего мира.
- Развитие коммуникативных навыков. Через книги происходит освоение навыков общения и социального взаимодействия, расширяются познания в области речевой культуры и способов установления культурных связей с окружающими: обращения, выражения своего мнения, отстаивание своей позиции, развитие навыков повествования – произнесения монологов.
- Развитие навыков восприятия литературных текстов, их понимания и овладения техникой чтения.
- Развитие интереса к чтению, к литературе разных жанров и направлений. Детская литература формирует эстетические чувства, позволяет чувствовать красоту поэтического слова, познать образность словесного искусства.
Программа литературного чтения в начальной школе
В программу обучения по дисциплине «Литературное чтение» входят разнообразные литературные жанры:
- Сказки;
- Стихи;
- Рассказы;
- Басни;
- Драматические произведения.
Дети знакомятся с разными литературными жанрами, учатся выбирать книги для чтения по своим интересам и увлечениям. В ходе чтения происходит расширение и углублений знаний учащихся об окружающем мире, расширяется компетентность учащихся в дисциплинах начального курса обучения, формируются представления об идеалах, вырабатываются нравственные ориентиры деятельности и формируются моральные принципы поведения и социального взаимодействия.
Программа литературного чтения начального школьного обучения рассматривает книгу в качестве источника разнородной информации и ориентира по формированию библиографических умений учащихся.
Программа состоит из следующих разделов:
- Круг детского чтения. На каждом этапе обучения (с первого по пятый класс) происходит изучение народной литературы, а также зарубежного фольклора, классики отечественных и зарубежных авторов и научно-познавательной современной литературы.
- Виды речевой и читательской деятельности. Этот раздел связан с изучением разных видов чтения и развития речи, посредством изучения разных литературных жанров, текстов разного содержания, смыслового значения, разной направленности и выразительности. Приемы чтения усложняются по мере обучения т.е. в первых классах познается чтение в пределах отдельных слов и сочетаний, затем оно дополняется интонационным развитием и постепенным формированием навыков беглого чтения. На завершающем этапе начального школьного обучения, учащиеся учатся читать про себя и навыкам пересказа.
- Творческое развитие. Оно связано с формированием у учащихся навыков творческого восприятия произведения и творческой работы с разными литературными текстами. Учащиеся, учатся самостоятельно сочинять тексты, на основании прочитанного, или, по установленным параметрам (например, даются герои и поступки, которые необходимо совершить или правила поведения, которые нужно реализовать в действии). Также, творческая работа предполагает сопоставления прочитанной детской литературы с жизненным опытом ребенка, проведения анализа их связи и формулирование выводов. На основании прочитанных книг осуществляется инсценировки, т.е. учащиеся проигрывают отдельные сцены прочитанных произведений, играя роли, включая в работу воображение.
Содержание программы литературного чтения начальной школы
На каждом этапе начального школьного обучения, программа литературного чтения включает в себя детские книги разных жанров и авторов – отечественных и зарубежных, сгруппированных по темам, отражающим интересные, для данного периода развития, события, стороны социальной деятельности, вопросы устройства окружающего мира.
Рассмотрим, детскую литературу, входящую в образовательную программу литературного чтения каждого класса начальной школы:
- В первом классе к прочтению предлагаются следующие книги: серия жили-были буквы. Учащиеся знакомятся с азбукой, читают стихи и сказки В. Данько, И. Токмаковой, Ф. Кривина, Т. Собакина, учатся верному чтению, осваивают навыки правильной интонации при чтении. Также, активно изучается народный фольклор – сказки, загадки, небылицы, потешки, скороговорки и чистоговорки. В программу обучения входят стихи С.Я. Маршака, А. Барто, произведения К. Чуковского, О. Григорьева, «Вредные советы» Г. Остера. Также, читаются книги о взаимоотношении человека с природой авторов С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, Н. Сладкова, Д. Хармса, К. Ушинского.
- Во втором классе продолжается изучение народного фольклора, читаются сказки о животных, произведения о природе и временах года - Ф. Тютчев, А. Фет, А. Толстой, В. Брюсов. К чтению предлагаются произведения детской литературы А.С. Пушкина, Л. Толстого, Басни Крылова.
- В третьем классе продолжают изучаться и читаться книги перечисленных выше авторов, уроки дополняются знакомством с поэтическими произведениями Н.А. Некрасова, К.Д. Бальмонта, И.А. Бунина. дети читают сказки Д.Н. Мамин-Сибиряка, В.Ф. Одоевского, также в программу обучения входят мифы Древней Греции.
- В четвертом классе начинают изучаться былины, летописи и жития, а также произведения классиков А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.П. Чехова.
Для внеклассного чтения даются произведения фантастических жанров, проза о Родине, природе и человеке (Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника», К. Булычев. «Путешествие Алисы», М. Твен. «Приключения Тома Сойера», И. С. Никитин «Русь»).