Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Дети с легкой умственной отсталостью

Определение 1

Умственная отсталость— это врождённая или приобретённая в раннем возрасте задержка в развитии психики либо ее неполное развитие, проявляющиеся нарушением интеллекта, вызванным патологией головного мозга, и ведущие к социальной дезадаптации.

Определение понятия "умственная отсталость"

Под умственной отсталостью (УО) понимают задержку развития или неполное развитие психических показателей человека, которые появились с самого рождения или же стали приобретёнными в результате травмы, тяжелой инфекции, социальной запущенности. В большинстве случаев причиной умственной отсталость является органические поражения головного мозга, умственная отсталость проявляется в снижении интеллектуальных способностей и приводит к тому, что человек не в состоянии адаптироваться к нормальной жизни в обществе. Помимо интеллекта при умственной отсталости неправильно формируются и функционируют речевые навыки, моторные навыки, эмоции.

Следует так же отметить, что термин умственная отсталость подразумевает не только психическую задержку развития, вызванную патологией головного мозга, но и так же задержку психического развития вызванного социальной запущенностью. Умственную отсталость определяют по степени недоразвитости интеллекта, чаще всего не учитываю причины ее появления.

Понятие умственная отсталость следует отличать от такого понятия как деменция. В первом случае уровень интеллекта никогда не доходит до нормальных показателей, в случае деменции уровень интеллекта человека с нормального постепенно доходит до сниженного. Умственную отсталость обычно определяют с помощью традиционных психологических тестов, направленных на установку коэффициента интеллекта.

Степени умственной отсталости

На сегодняшний день существует несколько классификаций, которые определяют степень умственной отсталости.

Традиционная классификация, которая использовалась ранее, выделяет три вида умственной отсталости:

  • дебильность – самая легкая форма умственной отсталости, чаще всего эта форма приобретается в результате органических поражений головного мозга в утробе матери;
  • имбецильность — средняя форма умственной отсталость, эта степень чаще всего обусловлена задержкой развития в первые годы жизни ребёнка;
  • идиотия — самая тяжёлая степень УО, при этой форме у больного не сформировано мышление и речь.
«Дети с легкой умственной отсталостью» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

На сегодняшний день использование выше приведенных терминов является устаревшим. Эти термины вышли за пределы медицинского использования, приобрели негативную коннотацию, поэтому сегодня более правильно использовать термины МКБ-10.

Согласно международной классификации болезней 10-ого пересмотра умственная отсталость подразделяется на 4 основные степени:

  • лёгкая
  • умеренная
  • тяжелая
  • глубокая

Легкая степень умственной отсталости соответствует дебильности. При этой степени IQ равен 50—69, умственное развитие соответствует возрасту 9-12 лет.

Умеренна степень умственной отсталости соответствует имбецильности, коэффициент интеллекта равен 35—49, умственное развитие соответствует возрасту 6-9 лет.

Тяжела степень умственной отсталости соответствует тяжёлой имбецильности, при этом IQ составляет 20—34, а умственный возраст равен 3—6 лет.

Глубокая степень УО соответствует идиотии, коэффициент интеллекта менее 20, а возраст умственного развития соответствует возрасту до 3 лет.

Легкая степень умственной отсталости

При легкой степени умственной отсталости не следует считать, что ребенок не сможет нормально существовать в социуме, это так же не говорит о том, что развитие ребенка остановлено. Такой ребенок конечно же продолжает развиваться, однако это развитие носит особенные черты, и протекает аномальным образом. Несмотря на то, что мозг пострадал, развитие все же происходит. К счастью на сегодняшний день детей с диагнозом умственная отсталость в легкой степени рождается больше чем с УО в умеренной или тяжёлой степени, а это значит, что большинство детей с диагнозом умственная отсталостью имеют шанс на вполне нормальную взрослую жизнь.

Помимо того, что дети с легкой степенью умственной осталось не успевают за своими сверстниками в интеллектуальном развитии, часто они так же отстают и в физическом развитии, так же могут наблюдаться нарушения в психической и эмоционально-волевой сфере. Следует отметить, что чем старше становится ребёнок, тем в больше степени проявляется симптоматика умственной отсталости. Детям с таким диагнозом крайне необходимо как можно раньше начать проводить комплекс оздоровительных мер.

При легкой степени умственной отсталости на первый взгляд может показаться, что ребенок ничем не отличается от своих сверстников. У детей с подобным диагнозом сохранено функционирование эмоционально-волевой сферы и механическая память, однако запоминание информации происходит сложно, внимание рассеяно, его трудно привлечь и удержать длительное время. Для детей с диагнозом умственная отсталость легкой степени типичным является конкретно-описательный тип мышления, но абстрактное мышление практически отсутствует, они способны понять только внешнюю сторону вопроса. Детям сложно понять то что они не могут увидеть или потрогать, они не осознают такие понятия как «время», «пространство». У ребенка с подобным диагнозом зачастую страдает и речевые навыки, их словарный запас скудный, правильное построение предложений вызывает трудности, звуки произносятся неправильно. Однако бывают случаи, когда у детей с легкой УО наблюдаются признаки одаренности, например, у них может быть превосходная механическая память, способность к рисованию, музыкальный слух. В жизни детей с подобным диагнозом на первое место выходят эмоции, которые являются актуальными в конкретный момент, их деятельность не является целенаправленной, чаще всего дети ведут себя импульсивно, реже заторможено.

Дети с легкой степенью умственной отсталости не могут справиться с традиционной общеобразовательной программой. Такие дети должны обучаться или в специальном коррекционном учреждении, или в коррекционном классе. Обучение детей с подобным диагнозом основано на конкретно-наглядных методах. Больные вполне могут адаптироваться к нормальной самостоятельной жизни, могут освоить не сложную профессию и заниматься трудовой деятельностью. Наблюдением и лечением детей с умственной отсталостью занимаются психиатры, психологи, логопеды, педагоги.

Формы умственной отсталости легкой степени

Легкая степень умственной отсталости подразделяется на несколько форм:

  • при легкой форме коэффициент интеллекта равен 65—69
  • при умеренной форме коэффициент интеллекта соответствует 60—64
  • при тяжёлой форме коэффициент интеллекта варьируется от 50 до 59.

Согласно международной классификации болезней 10-ого пересмотра (МКБ-10) легкой умственной отсталости соответствует диагноз под кодом F70. Для того, чтобы уточнить степень используется цифра после кода, например, f70.0 – минимальные расстройства поведения или их полное отсутствие, f70.1 – серьезные поведенческие нарушения.

Обучение детей с легкой степенью умственной отсталости

Не сложно сделать вывод, что дети с диагнозом умственная отсталость в лёгкой степени являются особенными, поэтому и образовательный подход для них требуется специальный. В отличии от своих здоровых сверстников упор в обучении детей с умственной отсталостью делается не на овладение большего количества учебной информации, а в первую очередь на развитие способностей к самостоятельной жизни, на повышение уровня социальной адаптации, на усвоение основных жизненно необходимых компетенций. Такие дети после окончания школы должны уметь жить и взаимодействует с окружающими их людями, в частности, они должны уметь совершать покупки в магазине, пользоваться услугами поликлиники, почты, банка и могли устроиться на работу для того, чтобы полноценно существовать.

Для таких детей основным видом деятельности является трудовая. Дети тратят много времени для того, чтобы овладеть некоторыми туровыми навыками. Основу образовательной программы детей с легкой степенью УО составляет трудовое обучение. Педагогам так же необходимо выявить потребности и способности таких учеников, какой род деятельности им больше подходит, больше нравится и каким будет проще овладеть. Для того, чтобы сформировать правильные выводы педагоги и психологи, которые работают с такими детьми, должны давать ребенку постоянное педагогическое и психологическое сопровождение во время обучения.

Если дети с подобным диагнозом не получают своевременную качественную педагогическую и психологическую помощь, у них появляется риск стать не дееспособными и не адаптироваться в окружающей их действительности, вот почему так важно вовремя диагностировать патологию. Труд педагогов и психологов в работе с подобными детьми трудно переоценить, от учителей требуется огромное терпение и профессиональное мастерство. Перед педагогами стоит сложная задача с помощью коррекционных методов компенсировать недостатки развития. Если работа педагога и психолога проведена правильно, то такие дети в будущем вполне могут адаптироваться к жизни в социуме, смогут найти работу и создать свою семью.

Замечание 1

Следует так же отметить, что диагностика умственной отсталости в легкой степени достаточно сложна, этот диагноз можно спутать с рядом других патологий, например, с задержкой психического развития. Для того, чтобы правильно определить заболевание необходимо своевременно и тщательно обследовать ребенка.

Дата последнего обновления статьи: 20.10.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot