Понятие и сущность социального воспитания и социально-педагогического сопровождения детей-сирот
Сиротство – это социальное явление, которое характеризуется наличием детей оставшихся без попечения родителей.
Проблема сиротства для нашего государства является одной из острых и актуальных. Связано это с ежегодным увеличением количества детей-сирот. Причины данного явления весьма обширны.
Современная государственная политика направлена на всестороннюю поддержку семьи, как основного звена передачи социального и исторического опыта от поколения к поколению. Кроме того, именно в семье закладываются нравственные и культурные основы личности ребенка. Поэтому потеря семьи, без сомнения, является большой трагедией для каждого ребенка, и оставляет глубокий след в его душе.
Дети-сироты воспитываются в государственных социальных сиротских учреждениях, откуда их могут взять под опеку или усыновить в семью. Несмотря на то, что опека и усыновление предоставляют ребенку возможность воспитываться в семье, они оказывают и травмирующее влияние на его психику. Это связано с тем, что ребенок привыкает к проживанию в детском доме и смена обстановки, хоть и положительная, вызывает у него тревогу. Тревожность отрицательно сказывается на социальную адаптацию и взаимоотношения с окружающим миром.
Вместе с тем, в настоящее время стало очевидно, что только личность, которая способна эффективно адаптироваться к различным условиям, сможет полноценно развиваться духовно, интеллектуально, нравственно и физически. В связи с чем, большое значение приобретает социальное воспитание и социально-педагогическое сопровождение детей-сирот.
Основные направления социально-педагогического сопровождения и социального воспитания детей-сирот
Можно выделить следующие направления деятельности по социально-педагогической поддержке и социальному воспитанию детей-сирот.
Диагностическое направление – включает в себя своевременное выявление имеющихся у ребенка проблем, с целью их последующего успешного разрешения.
Диагностика является неотъемлемым элементом социально-педагогической поддержки детей-сирот, именно от того насколько качественно она будет проведена, зависит успешность всей последующей работы с ребенком-сиротой.
Проведение диагностики осуществляется специалистами разных служб, которые входят в состав психолого-медико-педагогического консилиума. На основании решения данного консилиума, осуществляется деятельность, направленная на разрешение разнообразных социальных и педагогических проблем (воспитание, обучение, социальная адаптация и т.д.).
Диагностика осуществляется специалистами на основании знаний о возрастных особенностях детей, осуществлении динамического наблюдения и комплексного обследования каждого ребенка.
Основные задачи диагностики:
- Разработка консультаций по вопросам воспитания и развития детей-сирот для воспитателей и педагогов.
- Разработка и внедрение индивидуальных комплексных программ, направленных на осуществление социально-педагогического сопровождения и социального воспитания.
Профилактическое направление социально-педагогического сопровождения и социального воспитания – включает в себя осуществление своевременного предупреждения негативных влияний на психическое развитие детей-сирот. Основой профилактической работы является минимизация психофизических перегрузок и эмоциональных срывов. Задача педагогов создать максимально комфортные и благоприятные условия для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка-сироты.
Психологическое и педагогическое просвещение – направлено на повышение профессионального уровня педагогов, работающих с детьми-сиротами. Осуществляется просвещение посредством методических объединений и педагогических советов, так как данные формы имеют большую продуктивность интеграции воспитательной работы.
Консультирование – осуществляется по различным социальным и педагогическим вопросам, которые возникают не только у педагогов, но и у детей.
Консультирование предусматривает предварительно посещение учебных занятий, самостоятельной деятельности и т.д. Во время данных посещений специалист собирает всю необходимую информацию, с целью выявления наиболее острых и актуальных проблем в области социального воспитания и социально-педагогического сопровождения.
Консультирование детей-сирот осуществляется не только в тот период, пока ребенок находится в социальном государственном учреждении для детей-сирот, но и после выпуска из него. В настоящее время бывшим выпускникам предоставлена возможность при необходимости обратиться за социальной и психологической помощью к воспитателям, социальному педагогу или психологу. Это очень важная мера, так как в отличие от детей, имеющих родителей, сироты, после выпуска из учреждения оказываются «один на один с обществом и миром», у них нет родителей, которые бы подсказали, или помогли в сложной ситуации. Поэтому оказание консультирования на протяжении всего периода социализации очень важно для ребенка-сироты.
Коррекционно-развивающее направление – это основное направление, так как именно в его рамках осуществляется развитие личности ребенка-сироты, на основании особенностей его социального статуса. Особое внимание педагоги и воспитатели уделяют расширению и обогащению конкретного чувственного опыта детей, освоение ими необходимых фундаментальных знаний и формированию коммуникативных умений. В рамках данного направления используются разнообразные методы, средства, приемы и технологии, в зависимости от возраста детей и особенностей их развития.
Коррекционное направление – направлено на осуществление индивидуальной и групповой коррекционной работы с детьми-сиротами, с целью коррекции личностных особенностей развития ребенка.
Социально-развивающее направление - ориентировано на создание развивающей среды в детском доме, развитие склонностей, способностей, интересов детей, подготовка их к взрослой жизни вне стен детского дома.
Работа осуществляется в следующих направлениях: семейное воспитание, нормативно-правовое просвещение, повышение профессиональной ориентации, определение социальной роли и статуса, культурно-нравственное развитие. Социальный педагог выступает как организатор в сотрудничестве с администрацией, учителями, воспитателями и специалистами службы социально-педагогической поддержки детей-сирот.