Содержание культурно-гигиенических навыков ребенка
Формирование культурно-гигиенических навыков – это усвоение основных норм гигиены и правил культурного поведения.
Культурное поведение воспитывается в ребенке с ранних лет. Оно неразрывно связано с формированием гигиенических навыков. Дети приучаются соблюдать правила поведения во время употребления пищи, учатся аккуратности и соблюдению элементарных эстетических норм при употреблении пищи, правильности применения столовых приборов, правилам общения и взаимодействия за столом в процессе употребления пищи и т.д.
Культурно-гигиенические навыки имеют вид устоявшихся привычек поведения ребенка. Они развиваются под влиянием взрослых, которые окружают ребенка. В младшем дошкольном возрасте это влияние дополняется профессиональным педагогическим воздействием. Эффективность формирования навыков, их закрепление зависит от следующих показателей:
- Условий и обстановки их развития;
- Своевременности формирования;
- Эмоционального восприятия ребенком тех действий, которые он выполняет т.е. ребенок должен подражать действиям взрослых с радостью или иметь мотивы их совершения;
- Регулярного выполнения ребенком конкретных действий.
Во время формирования культурно-гигиенических навыков происходит развитие воли ребенка. Дети обучаются борьбе с трудностями, заключающимися в выполнении тех действий, которые для них новые и непростые, а также доведении каждого начатого действия до его логического завершения. Младшим дошкольникам не так- то просто удается справляться с разнородными гигиеническими заданиями. Поэтому, они помогают развитию нравственных свойств подрастающей личности.
В основе становления гигиенических навыков заложено развитие эстетического вкуса ребенка. Дети учатся контролировать опрятность своего внешнего вида, наблюдают изменения, которые произошли с ними при смене грязной одежды на чистую, умывании лица, расчесывании. Дети учатся сравнивать свой облик до выполнения элементарных гигиенических норм и после, что развивает еще и навыки самооценки.
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей хорошо еще и тем, что оно помогает развитию самостоятельности ребенка. Ведь, все гигиенические нормы ребенок выполняет ежедневно сам. Таким образом происходит формирование основ самообслуживания. Они выступают фундаментом дальнейшего формирования трудовой деятельности ребенка.
В процессе гигиенического воспитания ребенка происходит развитие у него таких гигиенических умений:
- Мытье рук в определенные временные периоды дня и после конкретных действий и ситуаций;
- Умывание лица с утра и при необходимости т.е. если лицо запачкается;
- Ежедневное купание перед сном, а также возможно и несколько раз в день в жаркую летнюю погоду или же, в случае загрязнения;
- Правила пользования зубной щеткой и объяснение необходимости чистить зубы два раза в день;
- Правила пользования носовым платком, развитие привычки его ношения с собой;
- Развитие навыков пользования расческой;
- Развитие умения соблюдать опрятность внешнего вида.
Рисунок 1. Воспитание культурно-гигиенических навыков. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основные методы воспитания культурно-гигиенических навыков
Методика формирования культурно-гигиенических норм поведения младших школьников опирается, прежде всего, на возрастные особенности их развития. В этом возрасте необходимо развить у детей аккуратность и опрятность во всех направлениях их жизнедеятельности, сформировать культуру питания и взаимоотношений с людьми.
Формирование любого действия ребенка должно носить постепенный характер. Нельзя торопить детей, заставлять делать что-либо через угрозы. Так, можно сформировать негативное отношение к данному навыку и исключить возможность его развития у ребенка.
Существует несколько основных методов формирования культурно-гигиенических навыков:
- Демонстрация с пояснениями. Новое действие демонстрируется ребенку и поясняются особенности его выполнения. Хорошо, если разделить данное действие на части, этапы выполнения. Так, младшему дошкольнику будет проще понять его и усвоить выполнение.
- Упражнение и контроль. В любом действие необходимо упражняться. Это помогает закрепить его и довести до автоматизма. Выполнение действий ребенком, когда он их только начинает осваивать необходимо контролировать. Это позволит устранить ошибки в выполнении действий и сформировать навыки полностью, прочно закрепив их.
- Образец взрослых. В младшем дошкольном возрасте дети склонны к копированию поведения взрослых. Поэтому им необходимо ежедневно видеть образец поведения. в дошкольном учреждении, педагог может давать образец поведения прямым способом т.е. говорить, чтобы ребенок выполнял действия также или косвенно т.е. применяя разнообразные формы и средства воспитательного воздействия, способствующие развитию интереса ребенка к выполнению каких-либо действий.
- Игровые методы. Они являются наиболее актуальными для развития каких-либо навыков в младшем дошкольном возрасте. Игра упрощает восприятие ребенка. В игре, дети воспринимают информацию не в форме обучения, а в виде увлекательного процесса. Применение разнообразных дидактических игр позволяет ускорить формирование какого-то навыка. Дидактические игры применяются для развития навыков культурного употребления пищи, мытья рук и умывания.
- Литературные источники, народный фольклор, беседы, театральные постановки. Они помогают детям получить наглядное и более детальное представление о том или ином навыки и порядке его выполнения.
Выбор того или иного метода зависит от индивидуального развития отдельного ребенка. Необходимо учитывать не только его возраст, но и личностные свойства, особенности способностей и возможностей, имеющийся жизненный опыт, а также условия жизнедеятельности и семейного микроклимата.