Понятие управления и его применение в образовательной сфере
Управление образованием – это процесс, носящий целенаправленный и организованный характер и нацеленный на создание условий для оптимального и результативного функционирования объектов управления, в результате которого достигается переход на новый, более высокий уровень развития этих объектов.
Любое учреждение образования представляет собой системный объект, который выступает и объектом управленческой деятельности. Управление реализуется на всех уровнях и этапах развития образовательной системы. Оно начинается с управления отдельным образовательным заведением – детским садом, школой, представляющими фундаментальное звено в системе управления образованием, и завершается осуществлением управленческой деятельности на государственном уровне – утверждением основных направлений государственной политики в сфере образования.
Посредством применения управленческих процессов в образовании осуществляется достижение концепции и программы развития учебного заведения. Такое управление выступает разновидностью социального управления и носит гуманитарный характер, объясняемый направленностью на управление человеческой деятельностью и людьми. Процесс базируется на использовании средств и методов, посредством которых осуществляется управление людьми-учащимися и педагогами, входящими в состав учебного заведения и, являющиеся субъектами системы образования.
Рисунок 1. Управление в сфере образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Управление в образовательной сфере нацелено на создание благоприятной атмосферы, комфортного психологического климата, как внешнего, так и внутреннего, необходимого для продуктивной организации совместной учебно-воспитательной работы в учебном учреждении, взаимодействия между всеми уровнями образовательной системы.
Процесс управления в образовательной сфере можно рассматривать с таких позиций:
- С позиции гуманитарного подхода. В этом случае все средства и методы управления должны носить мягкий характер и не иметь прямого воздействия на образовательную среду т.е. лишь помогать созданию комфортных условий для функционирования всех процессов и объектов системы;
- С позиции сложности процесса управления. Нельзя говорить об управлении образованием, как о простом командовании, путем передачи власти в чьи-то руки. Этот процесс является достаточно сложным и трудоемким, требующим большой ответственности управляющего;
- С конструктивной позиции. Предполагается, что в коллективе учебно-воспитательного учреждения должны быть построены конструктивные взаимоотношения с руководством. Это обеспечит формирование комфортного микроклимата и реализацию целевого назначения образования в учреждении.
Составные компоненты управления образовательной системой
Управление системой образования РФ осуществляется на трех уровнях государственной власти:
- Федеральном.
- Региональном.
- Местном.
Управленческими функциями наделяются исполнительные органы власти, которые имеются на каждом уровне. К ним относится Министерство образования, департамент образования, главное управление образовательной системой на региональном уровне, органы местного самоуправления в образовательной области.
Управление образовательной системой состоит из следующих компонентов:
- Организация взаимодействующей системы управления, проводящей регламент деятельности образовательных учреждений на трех уровнях власти, контролирующей выполнение основных направлений государственной политики в сфере образования и соблюдения ФГОС, а также координирующих деятельность всех субъектов системы образования;
- Разработка концепции развития системы образования страны;
- Разработка основных стратегических направлений развития образовательной системы на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный период;
- Проведение анализа и оценки развития образовательной системы;
- Разработка, утверждение и воплощение на практике образовательных программ на всех уровнях функционирования образовательной системы;
- Координирование и регламентация образовательной деятельности;
- Осуществление информационного и методического снабжения всех органов управления системой образования;
- Проведение адекватной, свободной, неподверженной стороннему влиянию оценки качества образования и предоставления образовательных услуг в стране;
- Оценка конкурентоспособности образовательной системы и ее выпускников на мировой арене;
- Проведение общественной аккредитации;
- Организация профессиональной подготовки и переподготовки кадров, осуществляющих управленческую деятельность в образовательной системе, повышение их квалификации и профессионализма, а также профессиональную подготовку и повышение квалификации работников образовательной системы – педагогов.
Принципы управления системой образования
Процесс управления в образовательной сфере реализуется на основе соблюдения следующих принципов:
- Принцип законности. Он означает, что взаимоотношения в образовательной сфере должны строится на основе четкого соблюдения законодательных норм. Процесс управления и деятельность управляющих органов не может противоречить закону. Любые нарушения подвергаются немедленному привлечению к ответственности.
- Принцип демократии. Основывается на том, что в процессе управления, каждый субъект имеет право на свободное выражение своего мнения и взглядов. Должны быть учтены и рассмотрены интересы и мнения всех сторон при принятии управленческого решения. Управление нацелено на достижение общественного благополучия и народного процветания.
- Принцип открытости. Управление, как и вся деятельность образовательной системы должно носить открытый характер. Вся информация касаемо работы образовательных заведений и структур, органов системы управления должна быть доступной для народа. Она публикуется в СМИ, интернет-пространстве.
- Принцип автономности. Данный принцип предполагает независимость и самостоятельность каждого образовательного учреждения, структуры в организации процессов обучения и воспитания, выборе программ обучения, расстановке кадров, организации хозяйственной деятельности и выборе направлений развития. Должны быть учтены только законодательные нормы и перечень правил, установленных уставом учебного заведения.