Понятие тьюторства и его основные моменты
Тьюторство – это сопровождение в образовании, необходимое для учащихся с особенностями в развитии и ориентированное на упрощение их социализации.
Тьюториал - это методика построения индивидуальных программ обучения, направленных на коллективное обучение учащихся, нацеленное на развитие их коммуникативных навыков и рефлексии.
В качестве субъекта тьюториала выступает педагог, осуществляющий тьюторскую деятельность.
Процесс образования детей, которым требуется особый подход, чье поведение является девиантным требует применения квалифицированной профессиональной помощи педагогов. В этой связи, за такими учащимися закрепляется особый специалист – наставник, который оказывает поддержку ребенку и корректирует его развитие в нужном направлении.
Тьюторская миссия является посреднической, помогающей реализовать качественную и эффективную образовательную деятельность, найти продуктивный подход к проблемным учащимся, помочь их нормальному развитию, воспитать, необходимые для общества нравственные качества.
Тьюторская деятельность ориентируется на работу с проблемными семьями, родителями учащихся и воспитанников. Это достаточно сложная деятельность, которая реализуется в следующих основных направлениях:
- Разрешение затруднений учащихся с усвоением учебных программ, курсов, отдельных дисциплин. Каждый учащийся имеет специфику развития, особенности в интеллектуальных навыках, что не делает возможным одинаковое усвоение учебного материала. Это влияет и на успеваемость и, как следствие, на психическое развитие и эмоциональное состояние ребенка. Тьютор помогает устранить эти проблемы;
- Оказание помощи и поддержки в развитии личности учащегося, раскрытии его потенциала и творческих способностей. Работа тьютора характеризуется применением нестандартных подходов, навыков стимулирования к познанию, способности понять и принять ребенка с разнообразными проблемами;
- Деятельность тьютора является целенаправленной. Она ориентирована на определенный результат. Тьютор сопровождает своего подопечного на всех этапах учебно-воспитательного процесса, помогая осуществить переход между ними и достичь нужных результатов.
Среди основных моментов тьюторства в образовании можно выделить следующие:
- Деятельность носит компенсаторный характер, помогая скорректировать успеваемость учащихся, организовать дисциплину, составить программу дополнительных занятий. Целевым назначением работы тьютора является стирание несоответствия между существующей учебной программой и реальными способностями и возможностями учащихся;
- Тьютор применяет средства просвещения, с целью развития личностного потенциала учащихся, раскрытия их творческих способностей, формирования стремления к познанию и развитию. Тьютор стремится сделать из учащегося потенциального исследователя, способного самостоятельно проектировать свою деятельность и планировать каждый этап ее прохождения;
- В процессе тьюторства, учащийся должен пройти этапы культурного развития, личностного формирования и постепенного профессионального самоопределения.
Методики организации тьюторской образовательной деятельности
Процесс взаимодействия специалиста с подопечными носит гуманитарную направленность. Это означает, что педагогом организуется учебно-воспитательное взаимодействие и педагогическая помощь в усвоении программ обучения, социальной адаптации, привыкании к педагогическому процессу.
Тьютор только направляет деятельность учащегося в нужное русло, обеспечивая для этого все необходимые условия. Учащийся, на базе грамотной организации, специально разработанных условий осуществляет определенные действия.
Процесс тьюторской деятельности реализуется в таких основных формах:
- Проведение персональных консультаций. Такая форма носит индивидуальную направленность деятельности. В расчет берется учет специфических свойств развития каждого учащегося, его личностные характеристики, чтобы помочь направить его развитие в верном, продуктивном направлении.
- Проведение групповых консультаций. Педагог организует проведение бесед с коллективом учащихся, с сходными проблемами и потребностями. Сопровождение тьюториала носит стимулирующий характер, имеет коммуникативную и рефлексивную направленность.
- Проведение образовательных семинаров. Такое обучение носит групповой и открытый характер. Оно строится на базе необходимости развития мыслительных способностей учащихся, развить их рефлексию и коммуникативные навыки. Для этого применя.ются интерактивные и интенсивные методики обучения.
- Разработка образовательного события. Эта форма помогает сформировать мотивацию к познанию, разработать программы индивидуального обучения, привлечь учащихся к различным видам деятельности. В качестве события могут быть применены экскурсии, экспедиции, проведение экспериментов, выполнение лабораторных работ, прогулки.
Тьюторская деятельность реализуется посредством применения следующих методик:
- Рассмотрение практических ситуаций и процессов. Эта методика получила название кейс-обучения. Она предполагает проведение детального анализа конкретного явления или события, являющегося значимым в учебно-воспитательном процессе или жизнедеятельности учащегося.
- Показ окружающим достигнутых итогов деятельности.
- Организация дебатов.
- Методы проблемного обучения.
- Проведение психодиагностики.
Каждая из методик, на практике реализуется с помощью использования технологии портфолио, проведении бесед и консультаций с учащимися, которые могут носить, как коллективный, так и индивидуальный характер, проведения тренингов различных тематик, а также использования современных программных систем и информационных технологий, анкетирование, самоанализ и составление проектов.
Наиболее распространено применение тренингов. Такие методики активизируют познавательную заинтересованность учащихся. Это осуществляется за счет использования средств и методов активного обучения, включающих деловые и ролевые игры, проектировку моделей, групповое обсуждение, дискуссии, имитационные игры.