Образовательные системы – это комплекс социальных институтов, которые осуществляют организованную и целенаправленную подготовку подрастающего поколения к самостоятельной жизни в современном социуме.
Понятие и сущность образовательной системы
Под образовательными системами понимают совокупность социальных институтов. Основным типом социального института образования является образовательное учреждение.
Образовательное учреждение – это учреждение, которое занимается осуществлением образовательного процесса, путем реализации образовательных программ, направленных на воспитание и обучение учащихся (воспитанников).
Цели образовательной системы – это конкретно разработанная программа, направленная на развитие человека средствами образования.
На сегодняшний день существуют стандарты, которые устанавливают обязательные требования к образовательным программам. Каждое учебное заведение адаптирует образовательную программу, согласно поставленной цели, потребностям учащихся, а также исходя из возможностей учреждения. Помимо адаптированных программ, методистами и педагогами образовательных учреждений разрабатываются и внедряются авторские и вариативные программы.
Структурно образовательная система включает в себя:
- содержание и деятельность образовательного процесса, направленного на реализацию основной цели образовательной системы;
- обязательное наличие субъектов образовательной деятельности (педагоги, воспитанники, учащиеся, родители и т.д.);
- взаимоотношения, которые появляются в процессе образовательной деятельности между её субъектами;
- специфическая образовательная среда, которую осваивают субъекты образовательной деятельности;
- система управления, которая обеспечивает интеграцию между компонентами системы образования, а также ее развитие и совершенствование.
Сущность образовательной системы заключается в том, что она является строго регламентированной и регулируется рядом законов и норм, установленных как на федеральном, так и региональном уровне.
Образовательная система состоит из компонентов, которые представлены учебными заведениями разных уровней (дошкольные и школьные учебные заведения, ВУЗы, СУЗы, ПТУ и т.д.).
Для достижения основной цели, стоящей перед образовательными системами, важно взаимодействие между всеми ее компонентами. Мерилом достижения данной цели является личность выпускника, его профессиональные умения и навыки.
Характеристика видов образовательных систем
Виды образовательных систем принято подразделять в зависимости от их назначения, особенностей организации и функционирования.
Исходя из такого понимания, можно выделить следующие виды образовательных систем.
Системы образования в общегосударственном масштабе:
- система образования РФ;
- системы образования регионов (субъектов) РФ;
- муниципальные системы образования.
Компонентами системы образования в общегосударственном масштабе являются:
- Государственные образовательные стандарты – определяют обязательные для выполнения условия организации и реализации педагогического процесса, направленного на образование населения. Подразделяются на федеральные, национально-региональные и школьные стандарты;
- образовательные программы – определяют систему обучения в конкретном учебном заведении. Образовательные программы разрабатываются согласно образовательным стандартам;
- сеть образовательных учреждений различных типов, видов и организационно-правовых форм (детские сады, школы, развивающие центры, государственные и частные учебные организации и т.д.);
- система органов управления образовательными организациями: руководители образовательных организаций, коллегиальные органы и т.д., осуществляющие деятельность по управлению конкретным учебным заведениям.
Система образовательных учреждений:
- Система дошкольного образования. Представлено учреждениями по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста (детские сады, ясли, клубы, центры и т.д.).
- Система школьного образования (начальная, средняя и старшая ступень). Включает в себя общеобразовательные и коррекционные школы. Основная цель – получение учащимися необходимых знаний, умений и навыков.
- Система среднего профессионального образования (колледжи, училища и т.д.). Главной задачей является подготовка квалифицированных рабочих кадров, согласно заказу государства.
- Система высшего образования, в том числе и профессионального (академии, институты, университеты и т.д.). Основная цель – подготовка специалистов высшего звена.
- Система подготовки научных и научно-педагогических кадров (аспирантуры, докторантура и т.д.).
- Система повышения квалификации и переподготовки кадров. Основная цель – обновление теоретических и практических знаний, как в рамках специальности, так и за ее пределами, с целью расширения профессиональных навыков.
Образовательное учреждение как система.
Все образовательные учреждения, входящие в систему образования, находятся во взаимосвязи друг с другом. Реализуемые образовательными организациями образовательные программы направлены на преемственность методов и средств воспитания и обучения детей.
Цель образовательных учреждений как единой системы состоит в том, чтобы сформировать фундамент базово культуры, в которую входят трудовая, нравственная, эстетическая, нравственная и др. культура личности ребенка.
Общая цель образовательных учреждений, детализируется в отдельных направлениях воспитательно-образовательной работы, реализуемой в рамках каждого конкретного учреждения.
Образовательный процесс как система.
Образовательный процесс – это целенаправленное организованное взаимодействие педагогов и учащихся, имеющее направление на решение задач образования и достижение общей поставленной цели. В результате решения образовательных задач у учащихся и воспитанников происходят качественные изменения в личности, а именно усвоение новых знаний и умений, овладение навыками практической и теоретической деятельности.
Образовательный процесс как система подразумевает осуществление процесса обучения и воспитания на всех ступенях образовательной системы. Данное достигается путем реализации принципов преемственности, систематичности и последовательности обучения.