Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Виды образовательных систем

Определение 1

Образовательные системы – это комплекс социальных институтов, которые осуществляют организованную и целенаправленную подготовку подрастающего поколения к самостоятельной жизни в современном социуме.

Понятие и сущность образовательной системы

Под образовательными системами понимают совокупность социальных институтов. Основным типом социального института образования является образовательное учреждение.

Определение 2

Образовательное учреждение – это учреждение, которое занимается осуществлением образовательного процесса, путем реализации образовательных программ, направленных на воспитание и обучение учащихся (воспитанников).

Цели образовательной системы – это конкретно разработанная программа, направленная на развитие человека средствами образования.

На сегодняшний день существуют стандарты, которые устанавливают обязательные требования к образовательным программам. Каждое учебное заведение адаптирует образовательную программу, согласно поставленной цели, потребностям учащихся, а также исходя из возможностей учреждения. Помимо адаптированных программ, методистами и педагогами образовательных учреждений разрабатываются и внедряются авторские и вариативные программы.

Структурно образовательная система включает в себя:

  • содержание и деятельность образовательного процесса, направленного на реализацию основной цели образовательной системы;
  • обязательное наличие субъектов образовательной деятельности (педагоги, воспитанники, учащиеся, родители и т.д.);
  • взаимоотношения, которые появляются в процессе образовательной деятельности между её субъектами;
  • специфическая образовательная среда, которую осваивают субъекты образовательной деятельности;
  • система управления, которая обеспечивает интеграцию между компонентами системы образования, а также ее развитие и совершенствование.
«Виды образовательных систем» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Сущность образовательной системы заключается в том, что она является строго регламентированной и регулируется рядом законов и норм, установленных как на федеральном, так и региональном уровне.

Образовательная система состоит из компонентов, которые представлены учебными заведениями разных уровней (дошкольные и школьные учебные заведения, ВУЗы, СУЗы, ПТУ и т.д.).

Для достижения основной цели, стоящей перед образовательными системами, важно взаимодействие между всеми ее компонентами. Мерилом достижения данной цели является личность выпускника, его профессиональные умения и навыки.

Характеристика видов образовательных систем

Виды образовательных систем принято подразделять в зависимости от их назначения, особенностей организации и функционирования.

Исходя из такого понимания, можно выделить следующие виды образовательных систем.

Системы образования в общегосударственном масштабе:

  • система образования РФ;
  • системы образования регионов (субъектов) РФ;
  • муниципальные системы образования.

Компонентами системы образования в общегосударственном масштабе являются:

  1. Государственные образовательные стандарты – определяют обязательные для выполнения условия организации и реализации педагогического процесса, направленного на образование населения. Подразделяются на федеральные, национально-региональные и школьные стандарты;
  2. образовательные программы – определяют систему обучения в конкретном учебном заведении. Образовательные программы разрабатываются согласно образовательным стандартам;
  3. сеть образовательных учреждений различных типов, видов и организационно-правовых форм (детские сады, школы, развивающие центры, государственные и частные учебные организации и т.д.);
  4. система органов управления образовательными организациями: руководители образовательных организаций, коллегиальные органы и т.д., осуществляющие деятельность по управлению конкретным учебным заведениям.

Система образовательных учреждений:

  • Система дошкольного образования. Представлено учреждениями по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста (детские сады, ясли, клубы, центры и т.д.).
  • Система школьного образования (начальная, средняя и старшая ступень). Включает в себя общеобразовательные и коррекционные школы. Основная цель – получение учащимися необходимых знаний, умений и навыков.
  • Система среднего профессионального образования (колледжи, училища и т.д.). Главной задачей является подготовка квалифицированных рабочих кадров, согласно заказу государства.
  • Система высшего образования, в том числе и профессионального (академии, институты, университеты и т.д.). Основная цель – подготовка специалистов высшего звена.
  • Система подготовки научных и научно-педагогических кадров (аспирантуры, докторантура и т.д.).
  • Система повышения квалификации и переподготовки кадров. Основная цель – обновление теоретических и практических знаний, как в рамках специальности, так и за ее пределами, с целью расширения профессиональных навыков.

Образовательное учреждение как система.

Все образовательные учреждения, входящие в систему образования, находятся во взаимосвязи друг с другом. Реализуемые образовательными организациями образовательные программы направлены на преемственность методов и средств воспитания и обучения детей.

Цель образовательных учреждений как единой системы состоит в том, чтобы сформировать фундамент базово культуры, в которую входят трудовая, нравственная, эстетическая, нравственная и др. культура личности ребенка.

Общая цель образовательных учреждений, детализируется в отдельных направлениях воспитательно-образовательной работы, реализуемой в рамках каждого конкретного учреждения.

Образовательный процесс как система.

Образовательный процесс – это целенаправленное организованное взаимодействие педагогов и учащихся, имеющее направление на решение задач образования и достижение общей поставленной цели. В результате решения образовательных задач у учащихся и воспитанников происходят качественные изменения в личности, а именно усвоение новых знаний и умений, овладение навыками практической и теоретической деятельности.

Образовательный процесс как система подразумевает осуществление процесса обучения и воспитания на всех ступенях образовательной системы. Данное достигается путем реализации принципов преемственности, систематичности и последовательности обучения.

Дата последнего обновления статьи: 05.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot