Особенности коррекционных ДОУ
Специализированные (коррекционные) образовательные учреждения - это учреждения, деятельность которых направлена на воспитание и обучение детей, имеющих различные виды отклонений в психическом и физическом развитии, с целью их последующей успешной социализации в обществе.
Цель коррекционных образовательных учреждений: всестороннее развитие ребенка, в соответствии с его возможностями и потребностями, для максимальной адаптации к окружающей действительности.
Цель коррекционного ДОУ заключается не только в развитии ребенка и его адаптации, но создание базы, необходимой для последующего обучения в школе.
Коррекционные ДОУ осуществляют работу с различными группами детей, дошкольного возраста, имеющими следующие виды отклонений:
- задержка психического развития;
- дети с туберкулезной интоксикацией;
- часто болеющие дети;
- дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- дети с нарушениями слуха, речи, зрения;
- дети с нарушением интеллекта.
Функция коррекционных ДОУ направлена на осуществление квалифицированной коррекционной помощи детям, с учетом имеющихся у них отклонений в психическом и физическом развитии, а также с учетом особенностей данного отклонения.
Для эффективного функционирования и достижения поставленной цели, в коррекционных ДОУ создаются специальные условия, которые представлены наличием специального коррекционного оборудования и помещений (тренажерный зал, медицинские кабинеты, бассейн и т.д.).
Прием детей дошкольного возраста в коррекционные ДОУ осуществляются на основании Закона РФ «Об образовании», заключения специально психолого-медико-педагогической комиссии или медико-социальной экспертной комиссии. Для поступления в коррекционное ДОУ, ребенку необходимо пройти комплексную комиссию по месту жительства и оформить соответствующие документы. Данная процедура является обязательной для определения ребенка в коррекционный детский сад.
Коррекционно-развивающая работа, осуществляемая педагогами коррекционного детского сада, реализуется на основании соблюдения ряда принципов:
- принцип единства диагностики и последующей коррекции отклонений и недостатков в развитии ребенка;
- принцип развития общих способностей к обучению;
- принцип личностно-ориентированного подхода;
- принцип индивидуализации воспитательно-образовательного процесса.
Соблюдение указанных принципов гарантирует организацию и реализацию эффективного воспитательно-образовательного процесса, реализуемого в рамках коррекционного детского сада.
Особенности и специфика обучения в коррекционных ДОУ
Характерными особенностями системы коррекционно-развивающего образования детей дошкольного возраста в коррекционных ДОУ являются:
Обязательное наличие в коррекционном детском саду диагностико-консультативной службы, осуществляющей свою деятельность на основании междисциплинного взаимодействия. Данная служба представлена тремя уровнями:
- межведомственные постоянно действующие ПМПК (комиссии);
- окружные (кустовые) ПМПК, осуществляющие работу на базе коррекционных образовательных организаций;
- психолого-медико-педагогические консилиумы образовательных учреждений (школьных и дошкольных).
Вариативность системы образования. Коррекционные детские сады осуществляют коррекционную воспитательно-образовательную деятельность на основании специально разработанных учебных планов и программ, в том числе и индивидуальных планов для воспитания и обучения конкретного ребенка с учетом особенностей его отклонений.
Осуществление активной интеграции воспитанников в традиционные общеобразовательные школы и коррекционные школы различных видов. Определение ребенка в то или иное учебное заведение после окончания детского сада зависит во многом от тяжести отклонений, успешности проводимой с ним в детском саду коррекционной работы и на основании заключения специальной комиссии.
Большое внимание уделяется трудностям школьного обучения. С этой целью в коррекционных детских садах создаются специальные группы детей, имеющих равный уровень развития, схожие отклонения, с целью проведения более детальной коррекционной работы и подготовки их к обучению в школе.
Спецификой системы образования в коррекционных ДОУ является непрерывность реабилитационного процесса, обеспечение преемственности между дошкольным и школьным обучением (на начальной ступени школьного обучения).
Коррекционно-педагогическая работа в коррекционном детском саду осуществляется по следующим направлениям:
- развитие навыков игровой деятельности;
- формирование и развитие навыков речевого взаимодействия с окружающими (взрослыми, ровесниками и т.д.). Формирование и расширение словарного запаса, связной речи, лексического, фонематического и грамматического строя речи, а также коррекционная работа по исправлению имеющихся нарушений;
- расширение знаний и представлений об окружающем мире (явлениях, предметах, действиях и т.д.);
- формирование и развитие сенсорных функций, временных и пространственных представлений, кинестетического восприятия и стереогноза, осуществление коррекционной работы их нарушений;
- развитие памяти, мышления, внимания и т.д.;
- формирование и развитие математических представлений;
- развитие мелкой моторики, ручной умелости и общей подготовки руки к овладению письмом;
- формирование и воспитание навыков по самообслуживанию и соблюдению правил гигиены.
Таким образом, система образования коррекционного детского сада по своим целям и задачам призвана реализовывать особые потребности детей. В отношении старших дошкольников данные учреждения осуществляют подготовку к школе с максимальным учетом особенностей интеллектуального и физического развития ребенка.