Духовно-нравственное воспитание
Дети в будущем смогут стать надежной опорой государства, только в том случае, если страна будет о них заботиться и стремиться к их духовно-нравственному развитию и воспитанию.
В последний десяток лет материальные блага и ценности вышли на первый план в сравнении с духовными богатствами, вытеснив духовность и культуру. Снизились ценности, связанные со служением общему благу. Усиливается индивидуализация, отчуждение, идет переориентация на личное благополучие. Иными словами, снижается духовный уровень общества и размывается общественная мораль.
В современном мире неотвратимо увеличивается разрыв тончайшей сферы внутреннего мира, идет распад духовной целостности человека на сердце и разум. Сегодня обработка масс и повсеместная реклама направлены на то, чтобы не пустить к человеческому сознанию никакого целесообразного, разумного и культурного действия - героизма, подвижничества, альтруизма, то есть того, чем бы возродились духовные силы. Все это деморализует сознание молодых людей.
В последние 2-3 года в России наступил период, когда начали говорить о необходимости духовного возрождения, о духовных скрепах. Только приобщением ребенка к духовным ценностям может быть обеспечен путь человечества к эволюционному развитию.
Необходимо ориентировать образовательную систему на становление человека, который будет мыслить и действовать на других основах: новых знания об окружающем мире, новом понимании и мира, и места человека в этом мире.
Человек новой эпохи должен отличаться активностью, верой в возможность духовного преобразования мира, волей, возникающей из осмысленного всемирного действия, ответственностью перед собственной совестью и человечеством.
Духовность – самая важная характеристика современного образовательного пространства.
Духовность в современном мире не должна быть сведена лишь к религиозному наполнению, а во-вторых, главным для российского образования должна стать значимость профессиональной и нравственной подготовки самих учителей.
На сегодняшний день, чтобы найти решение проблемы, можно изучить истоки, то есть постараться вернуть потерянный пласт отечественной культуры, сделав его живым и действенным инструментом в руках педагогов.
Место русской культуры в образовании
Суть духовно-нравственного образования заключается в воспитании нравственных качеств ребенка в качестве центра духовной жизни. Важный и естественный источник духовно-нравственного образования – использование мощного потенциала традиционной культуры нашего народа. Данный потенциал может проявляться посредством специфического свойства народной культуры, в качестве нерасчлененности ее этических, эстетических и прагматических функций. Данный потенциал направлен на формирование системы отношений людей к миру и к себе в этом мире. Ответы на философские вопросы бытия народная культура дает как абсолютно совершенные художественные системы.
Принято выделять три таких системы:
- календарно-обрядовый комплекс, создающий условия для полноценного человеческого проживания, наполненного духовным смыслом;
- традиционный семейный уклад – предоставляет нравственные и эстетические ориентиры по осознанию красоты и целесообразности индивидуальной жизни людей, связанной с крепкими узами рода и семейными ценностями, в качестве основы дома, духовного и материального фундамента семьи. Данная система дает возможность прослеживать переход жизненных типов от рождения до погоста, то есть культура выращивания младенцев, культура межличностного общения в зрелые годы и в старости;
- народная философия – состоит из народного творчества, национального зодчества и монументального искусства, позволяющего каждому ребенку получать нравственное устойчивое жизненное основание, прикоснуться к разнообразным формам и видам, жанрам народной художественной культуры.
Саму систему образования необходимо выстраивать в соответствии с тремя направлениями:
- человек - природа;
- человек - семья;
- человек - история.
В ходе осуществления духовно-нравственного образования, система человек-природа эмоционально проживается ребенком, как единство, а позже, как сознательность и ответственность при решении экологических задач и развития экологической этики.
Этические и эстетические ценности традиционного семейного уклада, которые дети усваивают в системе человек- семья, безусловно представляют прочную основу для системы нравственных ориентиров в дальнейшей жизни.
При понимании образования в качестве непосредственного сотворения будущего, необходимо вернуться к истокам и заняться возрождением духовных ценностей. Истинные духовные ценности являются той чертой, которая роднит все народы. Невозможно разделить духовные ценности, на основании их принадлежности той или иной расе или народности. То есть, если нельзя разделять духовные ценности, то нельзя и покушаться на жизнь людей в связи с другой их верой или использованием другого языка. Духовные ценности должны быть не причиной распрей, а поводом для объединения.