Понятие и сущность целостного подхода в педагогике
Целостный подход в педагогике – это подход, который рассматривает педагогический процесс как целостную систему, имеющую определенную структуру, где каждый элемент выполняет конкретную функцию в решении тех или иных педагогических задач, а движение каждого из элементов подчинено общим закономерностям движения всей системы.
Целостный подход призывает понимать, что воспитание и обучение – это единый процесс, так как личность не может развиваться и воспитываться частично. Целостный подход требует такой организации воспитательно-образовательного процесса, которая имеет направленность на развитие интегративных личностных качеств ребенка, а также понимание личности как сложной психической структуры, имеющей собственную структуру и функции.
Целостный подход, в отличие от иных педагогических подходов, имеет объект, который адекватен предмету самой педагогики.
Объектом целостного подхода выступает целостный процесс формирования и развития личности ребенка.
Таким образом, целостный подход в педагогике направлен на формирование и развитие личности ребенка в рамках целенаправленного и комплексного педагогического процесса, включающего в себя воспитание, обучение и развитие.
Применение целостного похода в педагогике
Применение целостного подхода в педагогическом процессе, в первую очередь зависит от его направленностей:
- Всестороннее развитие личности ребенка, в рамках разнообразных организованных педагогом видов деятельности. Важно учитывать, что, несмотря на широту организуемых видов деятельности, личность ребенка может развиваться односторонне, поэтому задача педагога суметь вовлечь всех участников педагогического процесса в деятельность и принимать в ней активное участие.
- Развитие личностной активности ребенка, в процессе воспитания и обучения. Достигается путем оказания комплексного педагогического воздействия на ребенка.
- Организация эффективного и всестороннего взаимодействия педагога, детского коллектива и учащихся. Взаимодействие между участниками педагогического процесса не ограничено только лишь организованным процессом воспитания и обучения, оно может осуществляться и вне его (прогулки во дворе, совместные походы, посещения театра и кино, и т.д.).
- Осознание неполноты педагогического процесса и его постепенная наполняемость недостающими элементами. Для этого в первую очередь необходимо определить, каких элементов не достаёт, до организации истинно целостного процесса, выяснение структуры и характера элементов, закономерности их расположения в системе.
- Использование в целостном подходе традиционных дидактических принципов. Опора на принципы осуществляется комплексно, то есть, не на один какой-то конкретный принцип, а сразу на их совокупность. Только в этом случае можно говорить о целостности организованного педагогического процесса.
- Адекватное отображение в целостном педагогическом процессе современных социальных систем. Обусловлено потребностями со стороны общества в воспитании и обучении полноценных членов и граждан страны.
Целостный педагогический процесс
Целостный педагогический процесс – это высшая степень развития педагогического процесса, характеризующаяся единством и гармонией всех его компонентов.
Целостный педагогический процесс организуется в рамках целостного подхода педагогики. Обусловлено это неразрывностью воспитания и обучения. Проявляется это в содержании педагогического процесса и его организации.
Содержание целостного педагогического процесса представлено рядом элементов:
- Знания – разнообразные теоретические сведения, которые содержат в систематизированном и обобщенном виде опыт, накопленный человечеством на всем этапе его существования.
- Умения и навыки – представляют собой алгоритм применения имеющихся знаний непосредственно в практической и повседневной деятельности, по заранее известному алгоритму.
- Опыт творческой деятельности – это опыт действия в новых ситуациях, когда алгоритм правильного поведения не известен.
- Опыт волевого и эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру и действительности.
Взаимосвязь все указанных элементов и организует целостный педагогический процесс, который направлен на воспитание, обучение и развитие личности ребенка.
Организация педагогического процесса, в рамках целостного подхода педагогики, направлена на приобретение им свойств целостности. Это обеспечивается посредством единства основных его процессов:
- Процессы, направленные на освоение и конструирование педагогом содержания педагогического процесса, а также совокупности методов, способов, средств и приемов учебных и научных знаний учащимся. Основной особенностью данных процессов является наличие у них предметных отношений, обусловленных взаимодействием педагога с предметами воспитательно-образовательного процесса, а не с непосредственными его участниками.
- Процессы делового взаимодействия педагога и учащихся. Данный вид процессов отражает все известные виды и формы взаимодействия и общения, которые могут возникнуть между педагогом и учащимися в рамках педагогического процесса.
- Процессы личностного взаимодействия педагога и учащихся. Данные процессы, направлены на установление доверительных взаимоотношений между педагогом и учащимися, основанными на взаимном уважении. Только такое взаимодействием может гарантировать успешность организуемого педагогического процесса и получение ожидаемого результата.
- Процессы самостоятельного освоения учащимися содержания образования (самообразования и самовоспитания), в которых отношения также имеют предметных характер, однако их особенность состоит в том, что учащихся осваивает педагогически адаптированное содержание образования, пользуясь теми способами и средствами познания, которые подобраны и оптимизированы педагогом.