Понятие и принципы физического воспитания детей
Физическое воспитание детей – это специально организованный педагогический процесс, направленный на сохранение и укрепление физического здоровья детей, развитие двигательных умений и навыков, достижение физического совершенства, привычек ЗОЖ и личной гигиены.
Сущность процесса физического воспитания детей заключается в усвоении основ физической культуры и гармоничного развития личности каждого ребенка.
Средствами физического воспитания являются:
- Физические упражнения – представляют собой комплекс элементарных двигательных действий, осуществляемых в системе, с целью физического развития.
- Закаливание – воздействие на организм различными природными факторами (солнце, воздух, вода и т.д.), с целью укрепления и повышения его сопротивляемости.
- Средства гигиены (соблюдение режима дня).
Средства физического воспитания направлены на достижение основной цели – сохранение и укрепление физического здоровья подрастающего поколения.
Эффективность организации физического воспитания детей во многом зависит от соблюдения следующих принципов:
- Принцип взаимосвязи физического воспитания с общим развитием ребенка.
- Принцип всесторонности физического воспитания.
- Принцип соблюдения эмоционально-положительного влияния используемых в процессе физического воспитания методов и средств.
- Принцип систематичности и последовательности процесса физического воспитания.
- Принцип комплексного применения воздействия окружающей среды, воспитания и обучения в физическом развитии ребенка.
- Принцип индивидуальности.
- Принцип активности и сознательности физического воспитания.
Помимо этого, в процессе физического воспитания используются и традиционные принципы воспитания – наглядности, доступности, преемственности и т.д.
Основное назначение принципов физического воспитания состоит в следующем:
- создание благоприятных условий для реализации каждым ребенком своих физических возможностей их развитие и совершенствование, то есть для достижения основной цели и решения задач физического воспитания;
- объединение всех направлений физического воспитания;
- определение и выделение основных путей, способствующих достижению положительных результатов в процессе занятий физической культурой и спортом.
Таким образом, физическое воспитание – это специально организованный педагогом процесс, направленный на определение круга воспитательно-образовательных задач, решение которых способствует достижению основной цели физического воспитания и развития каждого ребенка.
Отличительной особенностью физического воспитания является то, что оно направлено на формирование, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков ребенка, для последующего развития его физических качеств, которые в совокупности определяют его физическую дееспособность.
Цели и задачи физического воспитания
Основная цель физического воспитания – формирование привычки ЗОЖ и потребности в ежедневных занятиях физической культурой.
Физическое воспитание решает ряд задач, которые поставлены и сформулированы в соответствии с особенностями психического и анатомо-физиологического развития детей. В этой связи задачи физического воспитания детей принято делить на образовательные, воспитательные и оздоровительные. Каждая из задач в отдельности и все они в совокупности направлены на формирование и развитие у детей экономных, осознанных и рациональных движений, а также накопление каждым ребенком необходимого двигательного опыта для успешного применения его в повседневной жизни.
Задачи физического воспитания детей:
Оздоровительные задачи:
- сохранение и укрепление здоровья, с целью обеспечения нормального функционирования всех систем и органов;
- осуществление всестороннего физического совершенствования функций организма;
- закаливание организма;
- повышение работоспособности;
- формирование правильной осанки и изгибов позвоночника;
- развитие сводов стопы и гармоничного телосложения;
- совершенствование деятельности дыхательной и сердечнососудистой систем;
- развитие всех групп мышц, совершенствование их двигательных навыков.
Образовательные задачи физического воспитания:
- формирование, развитие и совершенствование двигательных способностей, умений и навыков;
- развитие таких психофизических качеств как быстрота, ловкость, сила, гибкость, глазомер и т.д.;
- овладение элементарными знаниями о своем организме, его строении, функционировании, о роле физической культуры в сохранении и укреплении своего здоровья;
- овладение и усвоение специальной физкультурной терминологии, обогащение и расширение словарного запаса;
- развитие мышление, памяти и воображения;
- приобщение к занятиям физической культурой и спорту;
- расширение и закрепление знаний об окружающей природе и ее влиянии на организм.
Воспитательные задачи физического воспитания:
- формирование потребности в необходимости выполнения физических упражнений;
- формирование и развития умения использовать физические упражнения рационально при осуществлении самостоятельной двигательной деятельности;
- формирования грациозности, пластичности и выразительности движений;
- формирование и воспитание положительных черт характера, таких как самостоятельность, творчество, взаимопомощь и т.д.;
- формирование и воспитание волевых качеств, таких как смелость, решительность, уверенность в своих силах, выдержка и т.д.;
- формирование и воспитание навыков гигиены и самообслуживания;
- воспитание навыков оказания помощи взрослому (родителям, воспитателю и т.д.) при проведении режимных моментов, игр и т.п.
Все указанные задачи физического воспитания детей необходимо решать не по отдельности, а в комплексе. Только комплексное решение задач будет способствовать всестороннему развитию ребенка и воспитанию в нем необходимых физических качеств и компетенций.