Понятие и содержание духовно-нравственного воспитания
Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленно организованный педагогический процесс усвоения и принятия учащимися культурных, духовных и нравственных ценностей.
Сущность духовно-нравственного воспитания заключается в последовательном расширении и укреплении ценностной сферы личности ребенка, формирования у него способности находить, видеть, воспринимать и оценивать прекрасное на основании культурных и моральных норм и традиций.
Основные направления духовно-нравственного воспитания:
- Воспитание любви к Родине, развитие патриотизма, уважения к правам и свободе каждого человека.
- Воспитание эстетического сознания и нравственных чувств.
- Воспитание трудолюбия, положительного отношения к труду, обучению и жизни.
- Формирование и развитие ценностного отношения к здоровому образу жизни, своему здоровью, любви и уважения к семье, воспитание семейных ценностей.
- Воспитание уважительного и ценностного отношения к окружающему миру, природе, родной земле.
- Воспитание ценностного отношения к эстетически прекрасному, формирование представлений об идеалах и ценностях.
Принципы духовно-нравственного воспитания:
- принцип личного нравственного примера;
- принцип социальнопедагогического партнерства между всеми участниками воспитательнообразовательного процесса;
- принцип индивидуальности воспитания;
- принцип интеграции программ воспитания;
- принцип актуальности и востребованности воспитания.
Цель и задачи духовно-нравственного воспитания
Основной целью духовно-нравственного воспитания является осуществление педагогической поддержки становления высоконравственной личности.
Для достижения поставленной цели духовно-нравственное воспитание решает ряд следующих задач:
Воспитание гражданственности и патриотизма:
- формирование элементарных представлений об устройстве государства;
- воспитание уважительного отношения к национальному языку, культуре, традициям, истории, народных героях и т.п.;
- формирование представлений о символах государства и их значении;
- формирование элементарных представлений о правах граждан, различных институтах общества и их участии в жизни общества;
- воспитание стремления принимать активное участие в жизни общества и государства;
- формирование представлений о роли человека в обществе и государстве;
- воспитание любви и уважения к Родине, стремление ее защищать;
- воспитывать умение отвечать за свои поступки и действия.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- формирование первоначального представления о национальных ценностях, бережного отношения к природе;
- формирование представлений о хороших и плохих поступках, развитие направленности на хорошие поступки и негативное отношение к отрицательным;
- прививать уважительное отношение к старшим, родителям, сверстникам, младшим, формирование дружеского отношения внутри детского коллектива;
- формирование элементарных религиозных представлений и религиозной картине мире, месте и значении религии в государстве;
- прививать правила поведения в обществе, школе, детском саду, на природе и т.д.
Воспитание трудолюбия:
- формирование первичных представлений о значимости образования и труда в жизни каждого человека;
- развитие представлений о роли науки, научных открытиях в жизни общества и государства;
- формирование уважительного отношения к труду и творчеству, ознакомление с основными профессиями;
- развитие дисциплинированности, трудолюбия, настойчивости, соблюдения правил поведения на рабочем месте;
- формирование бережного отношения к результатам своего труда и труда других, бережного отношения к предметам, личным вещам, школьному имуществу и т.д.;
- формирование отрицательного отношения к таким проявлениям как лень, небрежность, неаккуратность и т.д.
Формирование ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ:
- воспитание ценностного отношения к своему здоровью и здоровью близких людей;
- развитие элементарных представлений о взаимосвязи нравственного и физического здоровья человека;
- формирование понимания значимости физической культуры и спорта в жизни каждого человека, сохранении и укреплении его здоровья;
- развитие знаний о гигиене, развитие привычки соблюдения личной гигиены;
- формирование представлений о значении природы в жизни человека и ее положительного влияния на здоровье;
- формирование негативного представления о возможном отрицательном влиянии на физическое и психического здоровье человека избытка компьютерных игр, телевидения и т.п.
- развитие отрицательного отношения к несоблюдению правил гигиены и режима дня.
Воспитание ценностного отношения к природе:
- развитие интереса к природе, ее явлениям, формам жизни и ее проявлениям, роли человека в природе, желания ее беречь и сохранять;
- формирование элементарных знаний и опыта природоохранной деятельности, бережное отношение к растениям и животным, любви к ним.
Воспитание эстетических компетенций:
- формирование представлений и физической и душевной красоте человека, ее проявлениях;
- формирование и развитие эстетического вкуса, идеалов, чувства прекрасного, умения находить красивое в повседневной жизни, потребности создавать произведения искусства собственными руками, стремление окружать себя прекрасным;
- формирование интереса к произведениям искусствам (книгам, картинам, концертам, выставкам и т.д.), умения воспринимать прекрасное и переживать эстетические чувства;
- развитие умения не просто созерцать прекрасное и внутренне его переживать, но и уметь давать ему оценку, выражать свои чувства;
- формирование отрицательного отношения к безобразному, отрицательным поступкам, неряшливости и т.д.
Таким образом, задачи духовно-нравственного воспитания достаточно обширные и распространяются на все стороны жизни человека.