Целевое назначение образования в современном обществе
Цель образования – это ориентация образовательной деятельности на достижении определенных результатов.
Как правило, цель образования зависит от тенденций общественного развития. Они обуславливают требования к итогам обучения подрастающего поколения. Соответственно, цель образования на каждом этапе общественного развития приобретает новые характеристики, новые свойства, а иногда и качественно новое состояние. При этом, цель образования заключается в формировании личности, ее полноценного развития, формирования у нее качеств и умений, позволяющих жить и плодотворно функционировать в обществе.
Соответственно, цели современного образования сводятся к развитию у подрастающего поколения тех навыков, которые необходимы современному обществу и воспитанию свойств личности, позволяющих реализовать эти навыки.
На современном этапе развития образовательной деятельности, ее цель имеет следующие составляющие:
- Внешняя составляющая образовательной деятельности. Она связана с обеспечением полноценного функционирования социального пространства, его развитии, повышении культуры его народа и уровня жизни всех граждан.
- Внутренняя составляющая образовательной деятельности. Она связана с развитием личности каждого воспитанника, реализации его потенциала, формирования системы знаний и навыков деятельности, развитием творческих качеств и навыков их практического использования в решении разнородных жизненных задач.
Обе составляющие требуют совершения определенных действий со стороны образовательной системы, применения целенаправленных усилий всем обществом и отдельной личностью для усвоения определенной системы знаний, формирования навыков, раскрытия творческого потенциала и совершенствования духовной составляющей каждой отдельной личности.
Таким образом, для достижения целей образования требуется определенная организация образовательной деятельности, которая позволит передать подрастающему поколению знания и социальный опыт, ориентировать его на творческое применение этих знаний. Это требует построения образовательной деятельности по определенной структуре и с проектированием конкретного содержания.
На сегодняшний день образовательная деятельность государства ориентирована на формирование свободной личности, реализацию ее интересов и потребностей для обеспечения ее последующего функционирования на благо и процветание общества. Данная цель может быть достигнута на основе выполнения следующих задач:
- Рост уровня образования и развития населения.
- Реализация интересов и потребностей, индивидуальных особенностей всех субъектов образования.
- Реализация образовательных потребностей каждого субъекта образования.
- Опора на возрастные и индивидуальные образовательные возможности всех учащихся и воспитанников в реализации образовательной деятельности.
- Создание условий для равных стартовых возможностей образования каждого ребенка.
- Интеграция образовательной деятельности.
- Реализация обучения граждан с особыми образовательными потребностями.
Рисунок 1. Основные цели современной системы образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Реализация целей и задач образования педагогами
Важную роль в достижении целей и задач образования играют педагоги. Именно они обеспечивают передачу социального опыта подрастающему поколению и реализацию образовательных потребностей и интересов каждого воспитанника.
В процессе реализации педагогом целей и задач образования необходимо обеспечить связь теоретических знаний реализации педагогического процесса с практическими навыками его реализации. Иными словами, педагог, владеющий теорией осуществления воспитательной работы, должен уметь применять ее на практике - в обучении и воспитании учащихся конкретной возрастной группы.
Процесс обучения, реализуемый педагогом, должен иметь тесную связь с современной реальностью. Недопустимо уходить от нее и ориентироваться на потребности общества, характерные для другого этапа его культурного развития. Педагогу требуется ориентироваться на развитие у учащихся полезных навыков и умений, способствующих их социальному становлению и укреплению их социальных позиций. При этом, работа педагога ориентируется на:
- Формирование у учащихся навыков самоанализа и самооценки своей личности и своей деятельности.
- Воспитание потребности в саморазвитии и самореализации.
- Формирование навыков совершенствования своих умений.
- Раскрытие природного потенциала личности.
Выполнение этой деятельности должно реализовываться в соответствии с принятой программой образования на конкретном его уровне и реализацией требований ФГОС. Образовательная деятельность педагога направлена на развитие отдельной личности, общества и государства. Ее реализация осуществляется посредством выбора определенных методов и технологий образовательной деятельности.
Методы современного образования
Методы образования – это совокупность действий, выполняемых субъектами педагогической деятельности и ориентированных на достижение целевого назначения образования.
Современные методы образования обуславливаются тенденциями социального развития. Информатизация общества и научно-технический прогресс привели к новым потребностям социальной среды и выдвижению новых требований к образовательной деятельности, что, соответственно, дало толчок развитию новых методов ее реализации.
На сегодняшний день, существует большое количество новых методов образования, которые требуют от педагогов знаний и навыков нового уровня и повышают продуктивность образовательной деятельности. Такими методами являются:
- Методы проектного обучения.
- Методы проблемного обучения.
- Тестирование.
- Деловые игры.
- Кейс-методы.
- Методы интерактивного обучения.
- Игровые методы обучения.
- Методы развития критического мышления.
- Методы терминологического пинг-понга.
Каждый из данных методов ориентирован на повышение познавательной активности учащихся и развитие навыков самостоятельного познания. Они учат учащихся анализировать конкретные ситуации, объекты, процессы, явления и принимать решения.